Рецензия на спектакль «Училка из будущего» театра «Комедианты» (для детей от 10 лет)

13.10.2011 9338


Не так много спектаклей в жанре детской фантастики идет в театрах нашего города. Один из таких спектаклей — «Училка из будущего» театра «Комедианты». Как во всяком хорошем фантастическом произведении, в «Училке» не столько описываются будущие достижения человечества, сколько поднимаются вопросы добра и зла, которые, как ни крути, во все века одни и те же.

 

Коротко о сюжете. Не сильно далекое будущее. Глава семьи, Джон Трайвер, преуспевающий делец от телевидения, свято верящий в прогресс. Вернее, в то, во что превратился к тому времени прогресс: повсеместная роботизация и нескончаемый поток новых, все более совершенных потребительских товаров. Новая знать человечества, люди высшей категории, представляют собой окончательно сформированное общество потребления. Люди низшей категории, напротив, влачат жалкое существование в отдаленных от Земли поселениях.

 

 

 

 

 

 

 

Жена Трайвера, еще помнящая, как когда-то они жили с мужем и маленьким Марком скромной, но гораздо более счастливой жизнью, ныне представляет из себя печальное зрелище. Все время, не занятое покупками в супермаркетах, она тратит, подключаясь к телеглазу, дальнему потомку нынешнего телевизора, чтобы часами быть полностью оторванной от реальности.

 

 

 

Марк, веселый подросток, готовится пойти по стопам отца, то есть стать успешным рекламщиком, продвигающим товары, для чего постоянно рифмует разные слова в глупенькие рекламные стишки, которые, тем не менее, вызывают восторг папаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

На Земле упразднены последние школы. Образование детей отныне доверено домашним роботам-андроидам. Так в семье Трайверов появляется человекоподобный робот последней продвинутой модели «Училка». Трайвер-старший очень доволен приобретением, не подозревая, что под видом робота в его доме поселилась бывшая школьная учительница по имени Нэнси Аллен. Лишенная возможности «трясти седыми прядками над вашими тетрадками» и не нашедшая себе места в новом мире, Нэнси входит в сговор с сотрудницей фирмы-производителя роботов, чтобы попасть в семью к живому ребенку. Потому что для настоящей училки жизнь без всех этих «а голову ты дома не забыл?», «закрываем учебники, достаем двойные листочки» и, конечно, «лес рук!» — разве ж это жизнь?

 

 

 

 

 

 

 

На новом месте Нэнси придется не только преодолевать страх разоблачения, грубость Трайвера-старшего и опасные для здоровья шуточки Трайвера-младшего. Не менее сложной задачей станет попытка растормошить разум и растопить сердца этих людей будущего. Будущего, в котором роботы неотличимы от людей, а люди — от роботов.

 

 

* * *

 

 

Сюжет пьесы В. Ольшанского навеян целым пластом мировой фантастики XX века, затрагивающей вопросы взаимоотношений людей друг с другом и роботами в будущем. Многое слышится от Шекли, что-то от Хайнлайна, местами почти цитируется Азимов. Тем не менее сюжетная линия не кажется заимствованной и выглядит достаточно оригинальной. Нравственные же вопросы, поднимаемые спектаклем, в меру прозрачны, чтобы не пройти незамеченными юными зрителями, и в меру глубоки, чтобы заставить их задуматься.

 

 

 

 

 

 

 

То, как все это воплощено на сцене, оставляет несколько двойственное впечатление. Спектакль длится два часа и состоит почти из одних только диалогов. Чтобы не вгонять зрителя в тоску и чем-то занять исполнителей во время длительных сцен, им предложено постоянно перемещать на сцене десяток геометрических объектов разной окраски и формы — синие призмы, фиолетовые кубы, оранжевые цилиндры... Бах-бах — и сцена изображает класс, в котором Нэнси ведет занятие. Бах-бах — столовая, семья завтракает. Бах-бах — на сцене темная комната, в которой Марк прячет свою подружку с Луны. Вполне себе сценическое решение, но слегка утомляют объемы передвигаемого материала, и уже к концу первого действия немного жаль становится Марка, который в основном и занимается всей этой логистикой.

 

 

 

 

 

 

 

Зато всяческие футуристические штучки весьма хороши. Неплохо сделаны костюмы и прически героев. Сравнительная скудость оформления сцены компенсируется классными мультимедийными вставками, благодаря которым контекст некоторых сцен подкрепляется эффектным видеорядом на заднем фоне.

 

 

 

 

 

Главное же богатство всего спектакля — актеры. Уже знакомые нам по спектаклю «Ехала деревня мимо мужика» молодые артисты Роман Притула (Марк) и Леонид Зябкин (робот-настройщик) очень хороши, как, впрочем, и всегда.

 

 

Юлия Бурцева, играющая мать Марка, более чем убедительна. Если в самом начале она почти незаметно играет зомбированную женщину, подсаженную на свой телеглаз, как на наркотик, то к концу спектакля под влиянием Нэнси ее героиня снова становится воспрянувшей духом, глубоко чувствующей благородной женщиной с большим сердцем. Перевоплощение актрисы происходит на таком глубоком уровне, что после финальной сцены она сама не может сдержать искренних слез. Поверьте, такое не часто встретишь в детских постановках. Вот это по-настоящему тронуло.

 

 

 

 

 

 

 

Дуэт же двух главных героев — Джона Трайвера и Нэнси Аллен — попросту великолепен. Лариса Климова, играющая Училку, органична в роли несгибаемой женщины, с одной стороны, оказавшейся невостребованной обществом, а с другой стороны, готовой противопоставить собственные идеалы идеалам этого общества, как безнадежно ни выглядело бы это противостояние.

 

 

 

 

 

 

 

Трайвера-старшего, олицетворяющего то самое обезумевшее общество потребления и наживы, играет Сергей Бледных. И это абсолютный успех! В моем личном списке негодяйских негодяев из детских спектаклей его Джон Трайвер отныне занимает одно из призовых мест, нисколько не уступая великолепной Мачехе из карамболевской «Белоснежки». Браво, Сергей!

 

 

 

 

 

 

Спектакль заканчивается грустно, но не без надежды. Ведь, как неустанно подчеркивается во многих произведениях золотого фонда мировой фантастики, наше будущее таково, каким его сделаем мы сами, а значит, ничего еще не поздно изменить.

 

 

 

 

 

Резюмирую. Хороший спектакль для среднего школьного возраста. Неплохой сюжет, интересная постановка, прекрасные актеры.

 

 

Спектакль длится 2 часа с одним антрактом. Подробнее о театре «Комедианты» читайте на страницах нашего журнала.

 

 

 

Автор: Владимир Несторович

Фото предоставлены театром  «Комедианты»

 


Уважаемые представители петербургских театров!

 


Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах «Детского обозрения»? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

 

 

Фотообзор: "Комедианты", государственный драматический театр (29)

История театра "Комедианты" началась в конце 80-х годов, когда в Молодежном центре Ленинского района образовалась небольшая труппа из шести человек под руководством Михаила Левшина. Первые несколько лет театр скитался по разным площадкам города и области, пока в 1993 году артисты не получили помещение в здании известном как "дом Перцова" на Лиговском проспекте.


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: