Как привить ребенку любовь к чтению: школа "Ленивый отличник" в СПб

03.03.2016 1587

Как научить ребенка любить читать, или зачем открывать школу чтения. Исследования, проведенные среди первоклассников, показывают: ведущая эмоция, которую испытывает ребенок в течение всего времени, что находится в школе — это страх.


 

Умение бегло читать - не только главный фактор успеваемости, но и главная, а возможно и единственная защита для маленького человека. Читающий ребенок защищен не только тем, что быстро воспринимает информацию. Чтением он каким-то чудесным образом защищается от невзгод и опасностей внешнего мира. Читая, мы не одиноки — с нами Буратино, Том Сойер, Страшила... Конечно, если чтение для нас не «один из навыков», а страстная любовь.

 

Эта страсть, кстати говоря, способна помочь человеку и в более позднем возрасте. Квалифицированным учителям (и проведенные исследования это подтверждают) хорошо известна причина падения успеваемости в среднем звене. Сколь ни парадоксальным это покажется, она — в низкой скорости чтения. То есть не привитая в младшей школе страсть к чтению, отношение к нему всего лишь как к «одному из навыков» оборачивается серьезным провалом, когда наступает необходимость умело обращаться с большими массивами текста, схватывать главное, вычленять мысль и т.д.

 

Ребенок в школе боится... знаете чего он боится? Ребенок боится не успеть прочитать, подчеркнуть, закрасить, выделить... В общем, не соответствовать, быть хуже других. Боится почувствовать себя второсортным. А ведь можно просто научить его бегло читать! В 6-7 лет, чтобы он пришел в школу защищенным (я настаиваю на этом слове), уверенным в себе. Схема успеха простая: бегло читает — имеет большой запас слов — хорошо выражает свои мысли...и так далее.

 

Принято, чтобы ребенок приходил в школу уже «обученный навыкам чтения». Вот он и приходит, читая по складам. А такое чтение свою задачу «волшебного ключика» не выполняет. От чтения «потому что задали» до «читает запоем, на обед не дозовешься!» дистанция огромного размера, которую многие не проходят никогда..

 

Представьте азарт человека, которому сказали, где зарыт клад и дали в руки лопату, но приступить к делу не позволяют. Нет, говорят, мы сначала обучим тебя приемам пользования лопатой... Будете вы читать «Графа Монте Кристо» по слогам?.. Нет. А медленно — будете? Вот в этом-то и дело: все интересное должно быть быстрым!

 

В школе чтения “Ленивый отличник “ своя система обучения. Максимально сократить период «обучения приемам» и скорее приступить к поискам клада — в этом суть  метода. Некоторая часть интенсива очень напоминает актерские «читки»: когда под руководством режиссера труппа обсуждает ходы и повороты сюжета, выстраивает свое видение характеров, обвиняет или защищает персонажей.

 

Понятно, что во время этого интенсива (курс занимает всего один месяц) шестилетки не будут безостановочно читать-читать-читать, хотя элемент тренинга, натаскивания тут присутствует. (Чтобы распробовать вкус любви, надо довести навыки до автоматизма). Но помимо тренинга здесь на равных присутствуют и всевозможные игры, связанные с чтением («дети по всей квартире ползают, разыскивая нужные записки»), и ролевые перевоплощения в героев.

 

Итогом становится «спектакль» — активное общее чтение «по ролям» какой-нибудь талантливой детской книги. В пилотном проекте это были «Приключения Незнайки» Носова («во-первых, она интересная, а во-вторых, там есть место для нравственного осмысления, — можно поговорить о доброте, хвастовстве, преданности, жадности»).

 

Наши первые дети ушли «читающими», причем читали не потому, что мы их учили, а потому что очень хотели узнать, что будет Незнайке за баловство, полетел ли воздушный шар и так далее. Это были дети первого, экспериментального, набора. Пилотный проект стал регулярным, и, возможно, наши следующие дети станут сразу же читать Жюля Верна или Джека Лондона...шутка. Конечно, дети должны читать книги по возрасту. А мамы должны уметь правильно выбрать эти книги. Тут вот еще что важно: книга — единственный способ создать душевную близость со своим ребенком. Без книг не сформировать «защитный панцирь», который пригодится во все времена. И это возможно сделать только в очень коротком промежутке — в 6-8 лет, потому что потом на вопрос «как дела?» ребенок уже будет отвечать нам «нормально». И всё. А между прочим, заложенная в детстве привычка обсуждать книги как значимые события своей внутренней жизни, — единственная надежда, что позже подросток пустит нас в своей внутренний мир и позволит помочь.

 

Елена Колина, психолог, писатель, кандидат математических наук.

 

Школа чтения Елены Колиной "Ленивый отличник"

lenotlichnik@mail.ru

http://lenivyi-otlichnik.ru/

+7 (921) 906-46-65
Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна 15/17 (Толстовский дом)


Новость от компании: Ленивый отличник


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

+7 (921) 906 ...
Показать сайт
Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д, 15-17