Зачем ребенку нужна музыка? Советы для родителей от Александры Будо и театра "Тим-Тилим" в Москве

05.08.2016 1439

В музыкальном театре "Тим-Тилим" собралась талантливая команда музыкантов, достигших огромных профессиональных успехов. Пройдя множество конкурсов, получив бесценный опыт работы в известных коллективах, многие пришли к преподавательской деятельности. Наши музыканты передают накопленный багаж знаний молодому поколению и делятся своими знаниями с родителями.


 

- Насколько важно музыкальное образование для развития ребенка? – задали мы вопрос Александре Будо, солистке Государственного симфонического оркестра "Новая Россия".

 

- Неимоверно важно! Не хочу дублировать научные статьи о том, как музыкальное образование развивает интеллект, образное и речевое мышление, коммуникативные навыки. Уверена, что родители слышали, что "музыкальные" дети более собраны, дисциплинированы, артистичны, уверены в себе, умеют трудиться и подавать себя, имеют больше шансов добиться успеха в жизни. В блоге театра я еще расскажу о самых популярных и действенных методиках, которыми пользуются сегодняшние преподаватели. Мы познакомим родителей с такими великими педагогическими именами как М. Ибука, П. Тюленев, Ш. Сузуки, Р. Штайнер, Я. Коменский и другими.  Эти люди не только учили, но и изучали детей. Именно их опыт является основой современного преподавания. Каждый педагог выстраивает свою методику, опираясь и отталкиваясь от накопленного известными педагогами и музыкантами багажа.  Позволю себе обратить внимание родителей на тесную связь музыкального образования с нравственным воспитанием. Не пугайтесь! Речь не идет о прямой пропаганде правил хорошего тона и приличного поведения. Отнюдь. Все педагоги понимают, что заботливые родители всегда чувствуют и понимают своего ребенка, показывают пример ежедневно собственным поведением, объясняют, что хорошо, а что плохо. Родители находятся с ребенком  с его рождения, с их помощью малыш познает  мир. Крошке необходимо, чтобы близкие люди его любили, улыбались ему, были с ним нежными. У малыша мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно развить и направить всю палитру чувств и эмоций в правильное (созидательное) русло. И вот тут личность учителя и его основной педагогический принцип — "сначала любить, потом учить" — могут помочь родителям сохранить в детях восприимчивость, способность удивляться и радоваться.

 

- Все ли дети могут учиться музыке?

 

- Каждый из нас чувствует ответственность за будущее своего ребенка, волнуется,  вдруг у моего ребенка нет необходимых способностей. Все просто. Вы приводите ребенка в общеобразовательную школу. Никто не спросит, есть ли у вашего чада способности к математике, или физике, к биологии, к родному или иностранному языку. Все эти предметы предстоит изучить ребенку, чтобы научиться мыслить, чтобы в будущем выбрать себе дело по душе. А ведь музыка раньше тоже была обязательным предметом. И никто не ставил вопрос так: "одаренный – не одаренный". Просто один ребенок продвигался быстрее, другой медленнее. И каждый из них, работая, достигал лучших результатов, чем в самом начале. Я пока не видела ни одного ученика, которому занятия музыкой были бы вредны.

 

- С какого возраста можно начинать учить ребенка музыке?

 

- Надо учитывать психологические особенности любого возраста. Понятие "учить" слишком широкое - оно включает в себя "знакомить", "помогать полюбить" и т.д. Помимо конкретных задач, с самого раннего возраста развивать слух (умение дифференцировать ноты на слух), осваивать отдельные элементы нотной грамоты, знакомить с тембрами инструментов, двигаться в соответствии с характером музыки, в игровой форме знакомить с ладом, темпом, ритмами, жанрами. Мы ставим более высокие цели — формирование и всестороннее развитие творческой личности ребенка. Без принуждения и категоричности - не следует ускорять искусственно процесс обучения для достижения в кратчайшие сроки невероятных результатов. Необходимо создать условия для свободного и целостного роста способностей малыша. Желательно, без неоправданных экспериментов. Это касается и других развивающих занятий, не только музыкальных. Возвращаясь к вопросу о том, с какого возраста лучше начинать музыкальные занятия, отвечу так: однозначного ответа не может быть, все очень индивидуально. Весь вопрос в том, с какого момента родители считают возможным доверить свое чадо постороннему человеку. Насколько сам малыш испытывает чувство уязвимости и потерю безопасности при взаимодействии с педагогом? Одно знаю точно — стоит пробовать!

 

- Нужно ли тратить время на занятия музыкой, если мой ребенок точно музыкантом не будет?

 

- Я - музыкант не из династической семьи, но считаю, что музыка пронизывает и наполняет всю жизнь как профессионального музыканта, так и любителя. Прекрасно сделать музыку средой обитания ребенка. Только, необходимо уточнить, хорошую музыку! Возможно, ваш ребенок не станет профессиональным музыкантом, но станет отличным слушателем, которому музыка будет помогать в жизни. Вспомним слова Наталии Ильиничны Сац, обращенные к детям: "Я не стала музыкантом-профессионалом, как, может быть, не станешь и ты, но музыка так часто скрашивала трудности моей жизни, так часто вливала новые силы, что мне захотелось поделиться и с тобой, мой дорогой читатель, радостью любви к музыке". Мы, в свою очередь, понимаем, насколько важно дать возможность детям почувствовать себя слушателями. Музыка существует в очень разных социальных формах: в контексте ритуала, концертного зала, официальной церемонии, музыка как фон и многое другое. В академической музыке утвердилась концертная форма бытования: профессиональный исполнитель дает концерт целому залу слушателей. Нам же кажется наиболее ценной форма камерного, домашнего или, так называемого, салонного музицирования – когда хорошие друзья или знакомые собираются вместе и музицируют или слушают и обсуждают исполнение на высоком уровне понимания предмета. В каком-то смысле, такой формат гораздо интереснее концертного зала. Концерт предполагает отчуждение, музыкант где-то там далеко на сцене, как небожитель. Он сыграл, раскланялся и скрылся за кулисами, а каждый слушатель остался наедине со своими чувствами по поводу сыгранной музыки. И хорошо, если есть какие-то чувства, потому что дистанция "музыкант – публика" очень затрудняет контакт с музыкой. В домашнем же концерте рождается ощущение, что музыкальная ткань возникает в непосредственной близости, как будто творится из ничего, музыка может быть сыграна и так, и иначе. Поэтому произведение здесь – это не застывшая форма, а текучий, живой процесс, который вовлекает в себя, помогает ощутить сопричастность. Музыка как высказывание и музыка в контексте живого общения – вот то, ради чего имеет смысл заниматься музыкой.

 

Так что тех, кто точно не будет профессиональным музыкантом, ждем на концерты в театре "Тим-Тилим" каждые выходные, чтобы они с гордостью могли называться профессиональными слушателями!

 

С сентября Александра Будо проводит авторские познавательные концерты в театре "Тим-Тилим" для детей дошкольного и школьного возраста. Абонементы и билеты на отдельные концерты можно приобрести на сайте театра.

 

Информацию о скидках уточняйте по тел. +7 (916) 724-54-75.

 

Задать вопрос Александре Будо или любому сотруднику театра, обсудить репертуар, получить рекомендации педагогов и психологов возможно на нашем сайте или на страницах театра в социальных сетях.

 

http://tim-tilim.ru

Телефон: +7 (916) 724-54-75
Адрес: Москва, Б. Спасская ул., д. 31


Новость от компании: Тим-Тилим, театр в Москве


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.