Рецензия на спектакль «Почему я не летаю?» Маленького театра Фонтанного дома (для детей 4—12 лет)

01.11.2011 5986


Даниила Хармса положено любить. Особенно в среде интеллигенции. И особенно в Петербурге. Непринятие и уж тем более критика его творчества вызывает рефлекторный отвод глаз с одновременным поджатием губ. Не любить Хармса так же преступно, как не любить, например, Тэффи. За очередной попыткой полюбить Хармса ваш покорный слуга отправился на спектакль «Почему я не летаю?» Маленького театра Фонтанного дома.

 

Спектакль поставлен по детским стихам и прозе Хармса, занимавшим, как известно, в его жизни особую нишу под названием «хлеб насущный». Прочие рифмованные и нерифмованные мысли, возникавшие в голове поэта-абсурдиста, молодое рабоче-крестьянское государство печатать напрочь отказывалось, де-факто оставляя Хармсу незавидный выбор: либо детские стишки, либо голодная смерть. Вот так и стал тот узкий мостик детской литературы, некоторое время соединявший поэта с миром живых, на десятилетия единственным творческим наследием Хармса, известным массовому читателю.

 

 

 

 

 

 

 

Голодной смерти, как известно, Хармс не избежал, хоть это и совсем другая история.

 

 

* * *

 

 

В спектакле «Почему я не летаю?» нет, да и не может быть сюжета, и пересказывать его так же бессмысленно, как пытаться поверить алгеброй гармонию стихов автора — ну, или что у него там было вместо гармонии. Просто взяты несколько детских стихотворений и рассказов Хармса и разыграны на сцене с умеренной (подчеркиваю — умеренной) степенью присущего им абсурда.

 

 

 

 

 

 

 

Авторам спектакля надо отдать должное. Они не стали искать легких путей, выбирая самые «удобоваримые» стихи автора. Нет, Хармс у них остался Хармсом. Наряду с обладающими худо-бедно осмысленной сюжетной линией произведениями, вроде стишка «Бульдог и таксик», авторы не испугались инсценировать и откровенно абстрактные, абсурдные, а то и вовсе какофонические стихи и рассказы. Про Амадея Фарадона, про профессора Трубочкина, про Математика («Я вынул из головы шар»), про Нетеперь («То не есть это») и другие, кстати, совсем не детские.

 

 

Все это воплощается на сцене тремя актерами: Анастасией и Русланом Смирновыми (оба были великолепны в «Проделках Эмиля из Ленеберги») и весьма харизматичным Яковом Петровым. Актеры они душевные, играют прекрасно. Хармсовские зауми в их исполнении не кажутся заученными и отрепетированными, а звучат естественно, словно сами по себе рождаются на свет. Часть стишков превращены в веселые запоминаемые песенки на музыку композитора Игоря Рогалева, которые бодро распеваются троицей актеров и зрителями.

 

 

 

 

 

 

 

Декорации и костюмы в спектакле — чистой воды абстракции, продиктованные самой природой разыгрываемого литературного материала. Как и в «Эмиле», при определенной скудости и кустарности реквизита некоторые сценические находки, вроде Таксика, возникающего из карманов, и полой шляпы Математика, весьма и весьма удачны. Да и в целом спектакль очень камерный, немножко «домашний», но при этом жизнерадостный, слегка, как и требуется, сумасшедший, динамичный и задающий настроение.

 

 

Даже не будучи поклонником Хармса, вы не пожалеете о посещении этого спектакля. И тому есть несколько причин.

 

 

Во-первых, доброй традицией, даже визитной карточкой Маленького театра Фонтанного дома является интересное интерактивное сопровождение спектаклей. И это касается не только изготовления детьми самолетиков, которые становятся частью представления. Спектакль «Почему я не летаю?», на радость детям, часто проходит в формате «спектакль + литературная игра», благо проведению таких игр способствует как общая литературная направленность Фонтанного дома, так и планировка его помещений и внутренних дворов. Литературные игры проводятся по мотивам произведений самых известных русских детских поэтов XX века и имеют вид квеста-путешествия с разнообразными заданиями. Подробнее о подобной игре можно почитать в одном из наших обзоров.

 

 

 

 

 

 

 

Ну, а во-вторых, как бы ни воспринималось творчество Хармса каждым из нас, оно стало неотъемлемой частью великой русской литературы. И такие спектакли как «Почему я не летаю?» помогают если не дать ребенку целостное объемное представление обо всей многогранности и многомерности этой литературы, то хотя бы намекнуть о нем.

 

 

* * *

 

 

Резюме. Спектакль «Почему я не летаю?» не является детским театральным блокбастером, который можно было бы рекомендовать абсолютно всем. Это камерный спектакль для достаточно тонких ценителей. В первую очередь, для читающих и любящих чтение детей (а это вымирающий вид). Для родителей, желающих видеть своих детей всесторонне развитыми личностями. Ну, и для поклонников Хармса всех возрастов, конечно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спектакль подойдет детям от 4 до 12 лет. Продолжительность — 1 час, без антракта. Подробнее о деятельности и постановках Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме читайте на страницах нашего онлайн-журнала. Расписание спектаклей можно найти в афише KidsReview.ru. Например, в дни осенних каникул 2011 спектакль «Почему я не летаю?» будут показывать каждый день.

 

 

Автор: Владимир Несторович

 


Фото: vkontakte.ru/album-23144421_125960299

 



Уважаемые представители петербургских театров!



Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах журнала KidsReview.ru? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

 

 


Отзывы и вопросы (1)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Светлана
11 Ноября 2011 13:24
Абсолютно согласна с рецензией. Актеры МОЛОДЦЫ - очень весело, легко, непринужденно. Я и мои дети получили большое удовольствие от просмотра. Спасибо.

Читайте также: