Как маленькие дети учатся говорить и какие игры способствуют этому? Семинары по развитию речи в хостеле "Подводная лодка"

15.08.2016 1368

Как маленькие дети учатся говорить? Этот процесс можно представить так:


 

Шаг первый:  Услышать слово
Взрослый говорит слово, обозначая что-то в мире малыша: предмет, свойство, действие и т.п. Задача ребенка – вычленить этот набор звуков среди других. Тут могут быть сложности разного рода. Но для наглядности давайте вспомним свой опыт знакомства с иностранными языками. Вот, вроде бы, мы уже немного понимаем новый язык, слушаем человека на нем говорящем и … не можем в том потоке уловить знакомые слова. Слишком много информации, мы пока еще не научились легко и быстро выделять слова. Просто для примера, вспомните, как сложно бывает начинающему учить иностранный язык, со слуха правильно различить незнакомое слово, выделить его среди других. Таких повторов требуется огромное количество.

 

Шаг второй: Отличить от других
Важно помнить, что бывают очень похожие слова: кошка или ложка сейчас сказала мама? Каша или Саша? Киска или миска? Уже не говоря о словах со звуками близкой артикуляции (они произносятся очень похоже и сложнее для различения): коса – коза, гора – кора, мышка – мишка и так далее.

 

Шаг третий: Понять слово
Теперь нужно эти звуки соотнести со смыслом. Мама сейчас показала мячик и что-то там сказала. Это она назвала мячик? Или сказала, какой он? Или сказала, что мячик лежит, прыгает, катится? А, может быть, она вспомнила, что этот мячик Васин?
Часто, для формирования правильной связи между названием и сутью, проходит не один, и даже не десять повторов, разных ситуаций, пока ребенок не установит правильную связь.

 

Шаг четвертый: Запомнить слово
Дети обладают замечательной памятью, они запоминают много, легко, быстро. Но … очень быстро забывают. Дело в том, что память ребенка еще тоже развивается. Малыш пока учится просто "складывать" все, что видит и слышит. Если представить слово как мячик, ребенок скидывает их в одну большую корзину. Они все перемешены и накиданы один поверх другого. Между словами нет связей, ассоциаций, и поэтому они также легко забываются, как и запомнились. "Корзина" оказывается дырявой.

 

Шаг пятый: Захотеть сказать
Как вы уже наверняка знаете,  далеко не все дети стремятся повторять за взрослыми. На то могут быть разные причины, но факт в том, что у каждого ребенка, в каждой ситуации будет свой импульс, причина, мотив, который будет стимулировать взаимодействовать, отвечать, произносить услышанное слово. Есть такие замечательные дети, которым и придумывать ничего не надо. Они так "жадно" впитывают мир, общение со взрослыми, что повторяют все и всегда. Но есть и совсем другие дети, к которым нужно искать подход. Нужно находить индивидуальные "крючки", которые спровоцируют такого ребенка говорить.

 

Шаг шестой: Повторить
Ох, как это бывает сложно: произнести то, что слышал. И не понятно, как это сделать, и не слушаются губы – язык, и получается совсем не то. Есть еще такая штука: по частям может сказать, а целиком слово – нет. А если вспомнить, что малыш толком себя не слышит, то чаще всего ребенок и не понимает, какие именно звуки у него получилось произнести.
Обычно родители возражают: "Да я же простые слова ему говорю, он точно может сказать". Это нам, умеющим говорить, владеющим этим языком, просто. Для того, чтобы понять, на сколько этот путь сложен для ребенка, предлагаю попробовать произнести простое слово на … восточном языке. Китайский, японский, корейский и т.п. – попробуйте без привычки и опыта воспроизвести все звуки в правильной интонации. Получилось? Тогда финский язык прекрасен для экспериментов :) То, что для нас ново, незнакомо, всегда дается сложно. И, не забывайте, маленькому ребенку в тысячу, в миллион раз сложнее, чем нам. Ведь у нас уже есть опыт освоения речи. Наш мозг проделывал подобное много раз и много лет. Мы произносили и слушали, понимали и вспоминали. Малыш идет по этому пути в первый раз. И это невероятно сложно, требует огромное количество времени и сил от крохотного человека.

 

Сколько раз повторяется каждый шаг в попытке сказать слово? Множество. С первыми словами на каждый этап могут потребоваться месяцы! Повторы, повторы, повторы и снова повторы. Только так. Пока у ребенка появится навык изучения слова, пока его мозг не научится "учиться говорить", нам придется набраться терпения и снова и снова повторять.

 

Что же мы можем сделать, чтобы облегчить этот процесс? Мы можем играть с ребенком. В игре, во взаимодействии, многократно проходить по всем этапам, позволяя заполучить новое слово, освоить его. Игра, можно так сказать, создает "питательную среду" для развития ребенка. Позитивный настрой, интерес, эмоции, вовлеченность, мотивация, - все это прекрасно поддерживает малыша. Да и нам, взрослым, часто сложно повторять бесконечно одно и то же. Игра позволяет разнообразить этот процесс, сделать его более комфортным и для нас тоже.
Игры тут могут быть очень разными. Большое влияние будет оказывать и возраст ребенка: малыш в 11 месяцев сильно отличается от полуторагодовалого. Какие-то личные особенности, интересы, опыт ребенка тоже проявят себя. Главное, на что мы должны ориентироваться:

 

- игра должна приносить позитив ребенку
Так и только так. Если ребенок не получает радости от игры, если появились слезы или протест – эта игра сейчас нашему малышу не нужна, не полезна. Нужно искать что-то другое, что принесет удивление, интерес, радость.

- в игре ребенок должен проходить несколько этапов освоения слова (не обязательно все сразу)

Расскажу на примере. Одна мама мне рассказывала: "Я постоянно все называю ребенку, все, что вокруг нас есть. А он не то, что не говорит, он даже не запоминает то, что я называла. Ну, вот сколько раз я говорила ему ложка, чашка, тарелка. Каждый раз, когда кушаем, говорю. А он даже глазами не ищет их". Обеспокоенность мамы понятна. Но стоило мне увидеть сам процесс, как именно мама говорит слова, так все стало на места. Ошибка оказалась в том, что мама слова произносила без акцента, не показывая на сам предмет, не меняя интонации. Такой режим "радио". Ребенок сам себе чем-то занят, мама сама себе что-то там говорит. Мало сказать, мы должны видеть, что ребенок слышит нас, видит связь звуков и конкретного предмета.

 

- такая игра на ранних этапах невозможна без взрослого.
Даже когда ребенок уже знает сколько-то слов и может их использовать в игре, ему невероятно важно общение со взрослым. Потому что именно в контакте, во взаимодействии, которое легко и ярко возникает и в игре в том числе, происходит освоение речи.

 

Играйте со своими детьми и учите их общаться. Речь ребенка – уникальная высшая психическая функция, которая тесно связана как с развитием ребенка вообще, так и с другими высшими процессами: мышлением, памятью, восприятием.

Анна Андреева, педагог, психолог, ведущая семинаров по развитию речи

Ближайшие семинары Анны Андреевой по развитию речи пройдут в Петербурге 2 октября в детском хостеле "Подводная лодка"

Подробности: https://www.facebook.com/events/148613228903195/
Телефон: +7 (965) 090-89-86
Адрес: Санкт-Петербург, Апраксин переулок, д. 4, хостел "Подводная лодка"


Новость от компании: Подводная лодка


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

+7 (965) 818 ...
Показать сайт
Санкт-Петербург, Апраксин переулок, д. 4 (этаж 5)