Рецензия на спектакль «Севка» театра «Мастерская»

29.03.2024 154


Сразу скажу — спектакль понравился. Знаете, как понравился? А так, что к середине спектакля ты настолько успеваешь сродниться с героями, что думаешь: вот ребята, сценаристы-режиссеры, ради бога, только давайте без какой-нибудь обязательной фигни в конце.

Вот чтобы там никто не разбился, не заболел смертельной болезнью, не уехал навсегда — вот только без всего этого. Я согласен на самую скучную концовку, пусть все герои скучно проживут в своем городе сто лет и скучно умрут от старости, а на могилы им водрузят все их велосипеды. Я их так люблю, что ничего другого им не желаю.



Как будто в жизни фигни не хватает.

О ком, собственно, я веду речь. В спектакле «Севка» мы наблюдаем историю одного класса — да, пожалуй, именно класса или, по крайней мере, группы ребят из одного класса, а не одного мальчика, и в этом главное отличие спектакля от книги «Вилли» Нины Дашевской. В книге мы больше находимся во внутреннем мире главного героя, десятилетнего мальчика Севки, вместе с ним гоняем на велике и его глазами видим замешанный на густом фэнтези мир. В спектакле же фокус сдвинут на весь класс, а пара главных героев (ладно, три вместе с велосипедом Вилли) делится своей «главностью» с другими ребятами. В этом смысле показателен персонаж Генка, главный задира класса, роль которого по сравнению с книгой здорово углублена и дополнена (ну и просто блестяще сыграна Дмитрием Миковым).

Есть Севкины одноклассники: помимо брутального Генки также начитанный Марк и скромный Комарик, несколько взрослых и совершенно загадочная девочка Августина Блюм. Вот об их приключениях и пойдет рассказ. Будет школа, будут гонки, будут пироги, будет благородство, будет дружба, будет… любовь?
 


А знаете, чего почти не будет? Того самого фэнтези, которое в книге видит вокруг себя Севка. В спектакле весь этот воображаемый мир или попросту изъят или упомянут вскользь, так что по большей части мы о нем только догадываемся — например, из обрывков разговора Севкиных родителей.

Хорошо это или плохо? Однозначно, хорошо! Во-первых все эти ожившие в Севкином воображении предметы было бы технически сложно воплотить, не прибегая к выстраиванию еще одного этажа сценической условности (тут к одному говорящему велосипеду поди привыкни). Во-вторых, всё, что было отброшено, включая даже пару персонажей, было чересчур книжным, тормозило бы действие и не развивало бы сюжет. А в результате имеем динамичный спектакль почти без сюрреализма, без детской экзальтированности и без тягомотины.

И, кстати, со вневременным сюжетом! У этой истории совсем нет маркеров времени, она могла произойти и сто лет назад и может случиться через сто лет, пока будут существовать на свете дети, дружба и велосипеды. А значит, скорее всего, вам и вашему ребенку спектакль будет одинаково интересен — не к этой ли гармонии мы стремимся, проводя время с детьми?
 


Спектакль играют шестеро взрослых актеров и один мальчик, и это во всех смыслах классный ансамбль. Это не только разноплановые дополняющие друг друга характеры — они и музыку вместе играют! Прямо на сцене садятся за инструменты и играют классную музыку: клавиши, гитара, ударные, трещотки. Вообще, музыки в спектакле очень много: и живой, и классической, и пугающей, и воодушевляющей.

А тот, кто придумал обозначать опасность, исходящую от Генки, при помощи гитарного рифа, тот просто гений.

Как и тот, кто придумал игру с тенями. Блеск!

Одна только вещь меня смущала примерно половину спектакля: не до конца понятно было, существует ли Августина в реальности или это плод воображения Севки — такой вариант имел право на существование.

А с другой стороны, мы уже лет семьдесят достоверно не знаем, существовал ли на самом деле Карлсон…
 


Короче.

Это превосходный спектакль для детей среднего школьного возраста. Это взыскательная зрительская группа: они еще очень чисты и отзывчивы, но уже тонко чувствуют фальшь. Спектакль «Севка» их достоин.

Малая сцена театра «Мастерская» очень уютная. Представьте себе нормальный зрительный зал, у которого отрезали всё, что не первые четыре ряда партера. Отлично видно с любого места.

О парковке. Навигатор, скорее всего, потащит вас по некоему странному «карману» прямо к дверям театра. Я бы не верил ни навигатору, ни запаркованным там машинам — по всем признакам это тротуар. В любом случае, пешеходам там ходить больше попросту негде.

Спектакль длится 1 час 20 минут без антракта и подойдет детям от 7 до 16 лет.

Текст: Владимир Несторович
Фото: https://www.vteatrekozlov.net/sevka


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: