Экскурсии в Эрмитаж для детей до четырех лет, руководство для родителей

02.02.2012 6553


Экскурсии в Эрмитаж для детей четвёртого года жизни… Возможно ли? Нужно ли? Авторы уверены – можно и нужно, при условии готовности к этому путешествию как взрослых так и детей. В качестве вещественных доказательств приведем рассказы детей младшей группы, записанные после одного из трёх занятий (Прогулка вокруг Дворца; Путешествие по Площади; Мы уже во Дворце).

Л. Я. Лившиц (Эрмитаж, методист Школьного центра),

С.В. Славина (ГДОУ №103 Выборгского района, воспитатель)

 

 


Девочка Кристина:

"Я ездила с бабушкой Аней, чтобы посмотреть дворец. Мы видели две речки: одна узкая, а другая широкая. Мы встретили Фею, она показала дворец: скульптуры на крыше, колонны белые, стены зелёные, окна большие. Мы поскакали на крылечко. Как лошадки."

Из слов этой девочки ясно, что в экскурсии был элемент театрализации: на набережной детей встретил персонаж в голубом плаще, с волшебной палочкой из чистого серебра. Ребенок упоминает и подвижные игры, вполне уместные на первой экскурсии, которая называется «Прогулки вокруг Дворца».

 

Девочка Настя:

"Мы ездили смотреть дворец. Нас встретила фея Лия, еще Спросик. Фея показала дворец – колонны белые, окошки большие, стенки зеленые, людей неживых на крыше. Мы поскакали как лошадки на крыльцо. На крыльце считали ступеньки, ступенек было столько же, сколько и девочек. Еще мы играли. Я была зайчиком."

Эта девочка запомнила еще один важный персонаж, наручную куклу – котенка Спросика. Упомянута дидактическая «математическая» игра – «ступенек столько же, сколько девочек». «Я была зайчиком» - это произошло во время игры малой подвижности «На златом крыльце сидели».

 

 

Девочка Даша:

"Я на машине с мамой, с папой, с Владиком ездила смотреть дворец Веселой царицы. Мы увидели канавку. Была решетка, каменный мостик. Мы видели желтый дворец, зеленый – без колонн. Встретили Фею, и она светофор зеленый нам сделала. И мы пришли на набережную. Набережная каменная. Видели речку. Фея показала дворец зеленый. У дворца я увидела ступеньки к двери, фонарик, скульптуры на крыше, окна, белые колонны. Я была мостиком, а Вероника была птичкой. Играли в лошадку и карету. Поскакали к красивому дворцу".

Слова «дворец Веселой царицы» сказаны ребенком потому, что вся экскурсия была построена как игра-поиск Зеленого дворца, где жила Веселая царица. Для этого по заказу воспитателя было написано учебное стихотворение «О дворце».

Разумеется, в группе как обычно были дети разного базового уровня. Но то, что игровое начало, пронизывало всё занятие, очевидно во всех записанных рассказах.

 

 

Мальчик Миша:

"Мы ездили смотреть дворец. Сначала мы речку видели, которую выкопали (речь идет о Зимней канавке). Потом мы пошли искать дворец «Весёлой царицы». Встретили Фею, а фея нам показала дворец. Фея повела нас на набережную, мы увидели крепость на другом берегу. Крепость нужна, чтобы вражеские корабли не заплывали. Ещё мы видели маяки (ростральные колонны), они нужны, чтобы видел дорогу капитан. Мы видели реку-Неву широкую. Дворец у «Весёлой царицы» был со скульптурами на крыше, стены были зелёные, колонны белые, окон много, чтобы было светло. Потом она (Фея!) нас повела на крыльцо. Там были двери широкие, ступенек было больше, чем ребят. На крыльце мы играли в карету, лошадок. Мне очень понравился дворец весёлой царицы, он украшен очень красиво".

Заметим, что никто из детей не упомянул такое замечательное украшение Зимнего дворца, как наличники. Поэтому нами придуман хороший ход – «Сказка после сказки». Вот как можно – продолжая хорошо знакомую «Репку» – начать разговор об этой важнейшей детали архитектурного убранства Зимнего дворца.

 

Про наличники

Посадил Дед репку. Выросла она такая большая, что еле вытянули ее из земли. Тянул сам Дед, да Бабка, да Внучка, да Жучка, да Кошка и еще маленькая Мышка.
Усталые, но довольные, решили они отдохнуть – в беседке чайку попить. Сидят, беседуют о том, о сём. Вдруг Дед замолчал и грустно вздохнул: «Что это дом у нас такой скучный… Перед соседями стыдно – вон у них как каждое окошко изукрашено». Дом-то у Деда с Бабкой был хороший – кирпичный, большой, в два этажа. В желтый цвет выкрашенный. Но, правда, окошки были без наличников. Не успел их Мастер сделать – уехал. «Не горюй, дедушка, – сказала Внучка – будут у нас красивые наличники вокруг окошек. Мастер-то вернулся, и все нам сделает! Только давайте придумаем, какие мы наличники хотим…». Жучка сказала первой: «По мне так просто сделать рамку вокруг окна – четырехугольную, белую. Вот и славно». «Ну, нет, – заявила кошка, – пусть наверху будут завитки. Так гораздо веселей». Дед рассердился: «Какие-такие еще завитки! Хватит и треугольников сверху». А Бабка уперлась: «Не хочу треугольник, хочу над моим окошком полукруг…». Совсем было поссорились. Да тут Мастер на шум заглянул. Послушал он и засмеялся: «Есть о чем спорить! Будут вам и рамки простые прямоугольные, и завитки, и треугольники, и полукруги… Дом-то двухэтажный, окошек - вон сколько. Надо только красиво эти наличники разместить, и станет ваш дом нарядным!». Так оно всё и вышло!

 

 

 

Среди многих проблем современной педагогики есть и такая – организация познавательного досуга для семей с детьми дошкольного возраста. В частности – что нужно сделать, чтобы такие семьи посещали музеи? В практике Эрмитажа экскурсии для дошкольников стали вполне обычными. Это несомненное достижение Школьного центра. Научные сотрудники проводят занятия с группами воспитанников детских садов. Есть и другая форма работы – абонементы для родителей с детьми. Понятно, что количество экскурсий ограничено размером штата музейных педагогов, получивших соответствующую подготовку.

Как же сделать Эрмитаж хотя бы потенциально доступным для каждого дошкольника? Нам кажется, есть единственный способ – научить проводить занятия самих родителей. Надеемся, им пригодится наш опыт.

Темы экскурсий выбраны и разработаны педагогом с учетом программного содержания младшей группы:
Развитие конкретного мышления (предмет и его части);
Развития элементарных математических представлений (один-много, узкий-широкий, низкий-высокий, мелкий-глубокий и т.д.);
Формирование словаря и связной речи (ответы на вопросы, составления рассказов);
Ознакомление с окружающим и т.д.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста взрослым следует учитывать следующее:
Время проведения экскурсии 20-30 минут (включая переходы).
Для детей этого возраста необходимо наличие сюжета, для этого вводятся игровые персонажи (например, наручная кукла - котенок Спросик или Фея)
При создании экскурсий для младших дошкольников надо включать немного объектов обследования.
Речь взрослого должна соответствовать возрастным возможностям детей: медленный темп речи, повторяемость информации, ограниченный подбор слов.
Необходимо использовать большое количество игр различного типа и сюрпризных моментов.

 

 

Для успешного проведения экскурсий нужна тщательная подготовка. Но не менее важны закрепление и уточнение знаний и умений, приобретённых детьми, в виде рассказов, бесед, игр, рисунков, викторин, праздников. Предлагаем использовать в предварительной работе учебные стихи.

 

О Дворце

Однажды жила в Петербурге царица.
Ужасно любила она веселиться.
Чтоб места побольше иметь для веселья,
Решила устроить себе новоселье.

Себе новоселье решила устроить,
Огромный дворец приказала построить.
И вот мастерами, согласно приказу,
Дворец был построен. Конечно, не сразу…

Ведь строить дворцы – это долгое дело.
Сначала – местечко она приглядела,
Чтоб ей было слышно порою ночною
Как чайки кричат над волною речною.

Удачное выбрала место такое, –
Дворец был построен над самой рекою.
В воде отражался он очень красиво.
Дворец получился – ну, просто на диво!

Царица приехала им любоваться,
И тут же бедняжке пришлось волноваться:
«Смотрите, там люди на крышу попали….
Но я не хочу, чтобы люди упали!».

Ей Мастер сказал, улыбнувшись лукаво:
«Ну, Ваше Величество! Что же Вы, право!
Ну, как это вы не узнали скульптуры…
Совсем ведь не движутся эти фигуры.

Они не живые, они из металла, -
А крыша от них необычною стала!
Нетрудно понять, – чтоб дворцом называться
Строенье должно необычным казаться!».

 

 

Стена

Какие нам нужны слова
Чтоб рассказать о стенах?
ОКНО и ДВЕРЬ – вот эти два
Возьмем мы непременно!

СТУПЕНИ нам с тобой нужны,
Чтоб до двери подняться…
Еще БАЛКОНЫ для стены,
Конечно, пригодятся.

БОЛЬШИЕ окна или нет?
Их МНОГО или МАЛО?
Стена, – какой имеет ЦВЕТ?
Вот сколько слов-то стало!

Смотри, – вдоль стенки ряд СТОЛБОВ
С ВЕРХУШКАМИ цветными…
У них – запомнить будь готов –
Особенное имя.

КО-ЛОН-НЫ – вот как их зовут!
Давай стишок закончим тут…

 

 

Большой двор Зимнего Дворца

Во дворце есть двор, во дворе фонтан.
С очень давних пор он устроен там.

И конечно есть во дворе трава…
Только не лежат на траве дрова.
Ни к чему они, - ты подумай сам,
Во дворе дворца место ли дровам.

Посреди двора был посажен сад.
Он теперь для всех, взрослых и ребят.

Хорошо в саду поиграть в послов.
Красота вокруг – просто нету слов…

Мы с тобой послы, мы из дальних стран.
Наш корабль проплыл через океан.

Бури и шторма стихли, наконец.
Мы с тобой в саду, а вокруг – дворец.

Если б это всё…

 

 

Вестибюль

У тебя в квартире есть прихожая?
Во дворце есть комната похожая…
ВЕ-СТИ-БЮЛЬ – красивое название!
Это слово вот что означает, -
Здесь гостей царя любого звания
Кто-то очень вежливо встречает
Все сначала в ВЕ-СТИ-БЮЛЬ приходят,
А потом уж в ГАР-ДЕ-РОБ проходят.

 

 

Гардероб

Этот цокольный этаж –
Он этаж любимый наш.

Для того чтоб раздеваться,
Там устроен гар-де-роб.

А попробуй догадаться –
Туалет устроен чтоб?…

Ну, конечно, - предлагает
Туалет нам руки мыть.

Ну, конечно, - помогает
Туалет нам чистым быть.

Напоследок что осталось?
Только в зеркало взглянуть…

Все в порядке оказалось?
Ну, тогда смелее в путь…

 

Главная галерея

ГА-ЛЕ-РЕЯ главная Очень-очень славная…
Те, кто были всех главней, Плавно двигались по ней…
И направо, и налево, И куда ни посмотри –
Всюду были королевы, И принцессы, и цари.
А теперь здесь посетители, – Малыши и их родители…

 

 

Главная лестница Дворца

Ты лестницы видел? Их много повсюду…
Но эту – ДВОРЦОВУЮ – я не забуду!
Из белого камня ступеньки ее,
Он цветом как снег или платье мое.

СТУПЕНЬКА шагнуть на себя приглашает,
И тех, кто шагнул, над собой возвышает.
Шагнули – и стали немного повыше,
Так можно подняться почти что до крыши.

Но чтобы при этом не очень устать
Мы где-то должны и для отдыха встать.
Стоим понемножку на каждой ПЛОЩАДКЕ,
Вертя головами для лучшей оглядки.

Смотрите – какое БОЛЬШОЕ ОКНО!
И вот что приятно – оно не одно.
Они друг над другом, из них вся стена,
Поэтому лестница СВЕТА полна.

И видно, какая ПРЕКРАСНАЯ ДАМА
Нас вышла встречать – заглядение прямо!
Из белого-белого камня она,
И белая ножка немножко видна...

Мне дама приветливо проговорила:
«Вниманье свое обрати на ПЕРИЛА!
Как сильные руки они ограждают,
Как добрые бабушки – предупреждают».

Перила как будто нам шепчут упрямо:
«Шагай осторожно! Иди только прямо!
А если налево-направо пойдешь,
Тогда обязательно ты упадешь».

Прекрасная дама дала мне совет:
«Подумай, откуда на лестнице свет?»
И тут я заметила – СТЕНЫ сияют,
Они золотятся и все освещают.

На стенках-то – перья волшебной Жар-птицы!
Такое во сне только может присниться,
В каком-нибудь самом приятнейшем сне,
Что перья Жар-птица оставила мне.

Волшебные перья потрогать хочу,
Быть может, одно для себя ухвачу...
Но только я руку к стене протянула,
Прекрасная дама мне строго шепнула:

«Ты жаркие перья руками не тронь –
От этого гаснет чудесный огонь,
И перья не станут сиять и светиться.
И с горя печально заплачет Жар-птица».

Ну ладно, пускай на стене остаются...
Пускай эти перья нам всем достаются!

По белым ступенькам наверх поднимаюсь.
Мне нравится все, я всему удивляюсь.
Как много волшебной вокруг красоты!
Придешь во дворец – удивишься и ты...

 

 

Узнать про хорошие книги для малышей об Эрмитаже можно тут

Фото: vk.com/hermitage_museum


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: