“Кем быть?”, музыкальный кукольный спектакль для детей 3-8 лет по стихам Маяковского в театре Деммени, отзыв

05.03.2014 4401

В театре Деммени поставили яркий, красочный и необычный спектакль, приуроченный к 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Несмотря на то, что в основе спектакля известные нам со школы “Что такое хорошо и что такое плохо” и “Кем быть?”, он напрочь лишен нравоучений и просто дает возможность взглянуть изнутри на мир, в котором и для которого Маяковский когда-то писал свои стихи.

 

Я ни за что не пошла бы на спектакль с названием "Кем быть?" без рекомендации. И не потому, что не люблю Маяковского (наоборот, люблю). А потому, что стихотворение про "что такое хорошо, а что такое плохо" вызывает у меня исключительно негативные ассоциации. В моем детстве его было слишком много и звучало оно чересчур настойчиво. Достаточно услышать эти строки, чтобы во рту сам собой возник кисловатый привкус оскомины, набитой его моралью.

 

 

 

 

Спектакль оказался красивым, динамичным и музыкальным. Смелым и необычным.  И, что очень важно для меня, в нем нет и примеров “плохого” и “хорошего” поведения. Хотя сказать, что же в нем есть и о чем он - не так и просто.

 

В спектакле звучат четыре стихотворения Маяковского:

 

“Что такое хорошо и что такое плохо?”
“Кем быть?”
“Эта книжечка моя про моря и про маяк”
“Тучкины штучки”

 

Все они написаны с 1918 по 1926 год, а кое-что входит в школьную программу.

 


Что еще есть в спектакле

 


Есть маленький мальчик, который не хочет спать. Есть родители, которые, пытаясь его уложить, по очереди поют колыбельные (положенные на музыку стихотворения Маяковского). Есть персонажи, которые проникают из колыбельных на сцену и начинают жить своей жизнью. И практически нет сюжета. Впрочем, сюжет в данном случае - не главное, и его отсутствие не мешает связности действия. Пьеса смотрится как мультфильм - на одном дыхании. На сцене постоянно что-то происходит, одна картинка превращается в другую, из каждого образа очень логично следует что-то совершенно неожиданное.

 

Визуальные темы и образы

 

Вот, например, из строчки "От вороны карапуз убежал, заохав" (Маяковский, "Что такое хорошо и что такое плохо?") вылезает синяя ворона, которая сопровождает мальчика в течение всего спектакля и участвует в его играх. Почему синяя? А почему бы и нет))

 

 

 

 

Декорации к спектаклю вызывают в памяти серию плакатов "Окна РОСТА" с их геометрической правильностью и яркими красками, театр Мейерхольда с его трансформирующимися конструкциями. Вообще визуальный ряд на сцене явно отсылают ко времени жизни и творчества самого Маяковского.

 

Внимательный взрослый зритель отметит, что:

 

- над сценой в качестве декораций висят ничем не мотивированные "просто квадрат" и "просто треугольник" (вспомним "Черный квадрат" Малевича, который появился именно в качестве декорации к спектаклю).
- когда мальчик играет в архитектора, на одном из чертежей без труда узнается башня Татлина;
- в образах строителей, которые представляют одно целое со своими инструментами, проглядывают строчки из "Авиамарша", в котором у людей "стальные руки-крылья,
а вместо сердца - пламенный мотор".

 

 

Слева Башня Татлина - проект памятника Третьему Интернационалу, 1919 год

Справа плакат из серии "Окна РОСТА", автор В.В. Маяковский

 



А непредвзятый детский взгляд остановится на артистах-кукловодах в "рабочих комбинезонах", на изображении завода на заднике, на красной звезде, вырезанной в спинке кровати, и красном платке на голове мамы мальчика.

 

 

 

 

Все это - приметы времени, в котором жил и творил Маяковский. Спектакль не пытается нас учить тому, что хорошо, а что плохо, не агитирует за милые сердцу советского человека профессии слесаря и токаря, а просто показывает мир глазами того читателя, для которого Маяковский писал свои стихи.

 

В этом во многом идеальном мире свои приоритеты и ценности, в нем рождаются конструктивизм и биомеханика, планируется полет в космос, поэты пишут стихи, а еще - живут обычные люди, у которых есть сын лет пяти-шести. Этим мальчиком вполне мог бы быть конструктор Королев, которому 6 лет исполнилось в 1913 году. Видимо, поэтому в конце спектакля мы наблюдаем за апофеозом идеалов советской эпохи - взлетом космического корабля, несущего на своем борту первый космический спутник.

 

Как сделан спектакль

 

Вероятно, всех этих символов дети не увидят и не поймут. Зато наверняка почувствуют искренность и достоверность происходящего. А еще с удовольствием послушают песни на стихи Маяковского, которые актеры поют вживую. И будут с интересом следить за играми главного героя и трансформациями декораций: содержание песен показывается на круглом теневом экране, части декораций перемещаются и сдвигаются, а платяной шкаф неожиданно превращаются в трамвай. В спектакле заняты 4 актера и самые разные куклы, в том числе марионетки.

 

 

 

 

Интересно, что в 1952 году в театре им. Деммени уже ставился спектакль по стихотворению Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо".  Судя по куклам, выставленным в фойе театра, в нем не было ничего общего со спектаклем, о котором я пытаюсь рассказать.

 

 

 

 

Кому стоит посмотреть

 

Мне лично спектакль очень понравился - и визуально, и по содержанию. По моему мнению, именно таким должен быть настоящий театр: красивым, музыкальным и с возможностью подумать над увиденным. Тем не менее, от мелькающих кадров и повторяющихся засыпаний-просыпаний мальчика дети могут и устать. К тому же, на сцене все время темно, освещается только сам участок, на котором происходит действие - не все дети спокойно на такое реагируют.

 

Скорее всего, мальчикам понравится больше, чем девочкам: на сцене очень много механизмов и часто речь идет о "мужских" профессиях.

 

Спектакль рекомендован детям с 4 лет, но можно смело идти с детьми в возрасте от 3 до 8 лет. Причем, чем младше ребенок, тем легче ему будет смотреть, потому что не нужно следить за содержанием. Тех, кто постарше, можно привести для того, чтобы показать, как из простых и надоевших литературных произведений можно сделать оригинальную постановку))

 

Спектакль "Кем быть?" в постановке Э. Гайдая выпущен в 2013 году и приурочен к 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского, основан на его стихотворениях “Кем быть?”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Эта книжечка моя про моря и про маяк”, “Тучкины штучки”. Его можно посмотреть в Театре марионеток имени Е.С. Деммени.

 

Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.