Рецензии на спектакль «Сказка дядюшки То» и музыкальную сказку-концерт «Прекрасная Вампука» театра «Вампука» (для детей 3—12 лет)

26.08.2011 7675


Стык драматического, рок-н-ролльного и кукольного — вот та пограничная область искусства, в которой нашел свою нишу петербургский музыкальный театр «Вампука». Что из этого получилось, попробую рассказать на примере двух просмотренных спектаклей этого театра.

 

 

 

Кукольный спектакль «Сказка дядюшки То»

 

 

Давным-давно жили в Финляндии муж с женой. И было у них двое детей: Сильвия и Сильвестр. Жили они в бедности, но, как это водится в сказках, на судьбу особенно не жаловались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А посреди густого леса, рядом с которым стояла их избушка, росли два дерева. Назывались они Подопринебо и Зацепитучу. Были они самыми старыми, самыми высокими и самыми мудрыми деревьями во всем лесу. Не одну сотню лет скрипели они под натиском северного ветра. И вот в один не очень погожий зимний денек приглянулись Подопринебо и Зацепитучу одному лесорубу. Поднял он свой топор и только собрался срубить их под самый корешок, как подоспели Сильвия и Сильвестр и уговорили лесоруба пожалеть старых гигантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ушел лесоруб, а Подопринебо и Зацепитучу в благодарность наделили детей волшебным свойством: повсюду, где бы они ни оказались, даже самой глубокой зимой, им теперь будет светить солнце, таять снег, сами собой распускаться зеленые листочки и расцветать цветы.

 

 

Тем временем в соседний городок вот-вот должна была нагрянуть в порядке осмотра своих владений королевская чета: злая бессердечная королева и вялый подкаблучный король. Королева чуть что отправляла своих подданных на казнь, а король только вздыхал, что, мол, супруга его совсем не та, что была когда-то. Причина скверного характера королевы оказалась очень проста и до боли понятна: ее утомила длинная зима, холод, короткий северный зимний день, слякоть, сосули и протекающий потолок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И, конечно, с такими начальными данными неизбежной становится встреча изможденной королевы, старого короля и маленьких героев, которые умеют превращать зиму в лето...

 

 

* * *

 

 

Спектакль поставлен по «Зимней сказке» знаменитого шведско-финского писателя XIX века Сакариаса Топелиуса. Сам Топелиус введен в спектакль в качестве рассказчика, доброго дядюшки То, а действие почти целиком повторяет сюжет сказки.

 

 

В спектакле принимают участие куклы разного типа управления: тростевые, перчаточные, классические марионетки, куклы с «живой рукой». Не сказал бы, что куклы как-то особенно потрясли. Есть явно удачные, оставляющие приятное впечатление: Сильвия, Сильвестр, дядюшка То. Есть просто куклы, как куклы, например, марионетки — при всей моей нелюбви к марионеткам я признаю, что они вполне хороши. Есть же и откровенно беспомощные решения, такие как уменьшенные копии Подопринебо и Зацепитучу.

 

 

Отличительной чертой постановки является то, что артисты, управляющие куклами, в большинстве случаев «принципиально» видны, а не спрятаны за ширмой. Такой способ кукольных постановок безусловно имеет право на жизнь и зачастую оказывается весьма оригинальным и удачным. Однако, положа руку на сердце, в случае со «Сказкой дядюшки То» я не увидел весомых аргументов в пользу такого подхода. Нельзя сказать, что появление артистов в поле зрения зрителей привнесло в спектакль какую-то дополнительную изюминку или добавило зрелищности. Артисты-люди в этом спектакле почти ничего дополнительно не совершают на сцене помимо непосредственного управления куклами и их озвучивания. Более того, в ряде случаев видимые артисты откровенно мешают восприятию кукол как отдельно существующих одушевленных героев. Вроде бы я вижу изящную девочку Сильвию с большими глазами и нежными движениями, но одновременно с этим вижу и актрису в очках и кепке, произносящую в микрофон слова Сильвии...

 

 

 

 

 

 

 

 

Впрочем, это не более чем придирки. Ведь в целом мне спектакль скорее понравился, и у него есть ряд неоспоримых достоинств.

 

 

Достоинство номер один — это, конечно, хорошая литературная основа. Старая добрая сказка, понятная детям любого возраста, волшебство, говорящие деревья и звери, воспевание любви к природе — все это обеспечивает положительный настрой и стойкий детский интерес к происходящему.

 

 

Достоинство номер два — это прекрасный артист Эдуард Старченко. Он один делает едва ли не половину всего спектакля. Эдуард управляет сразу несколькими персонажами, создавая яркие запоминающиеся образы. Диалоги забавного шепелявого зайца и манерной куропатки с анекдотическим «фиинсским аккцеентоом» в его исполнении являются вполне полноценным спектаклем-в-спектакле. Недаром Эдуард вместе с этими двумя своими куклами втроем ведут целый морской круиз-концерт театра «Вампука», о котором я расскажу в следующий раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну и последнее по списку, но отнюдь не по значению, это, разумеется, музыкальное сопровождение. Весь спектакль, от первой до последней секунды, протекает под чудесную живую музыку, рождающуюся в руках двух гитаристов: Андрея Романова и особенно Алексея Зубарева (того самого, из состава «Аквариума» девяностых, ныне известного петербургского композитора и музыканта). Музыканты одеты в костюмы деревьев и по совместительству — сюрприз! — играют полноразмерные копии тех самых Подопринебо и Зацепитучу. Алексей Зубарев — великолепный импровизатор, благодаря ему каждая мизансцена оказывается пропитана соответствующей моменту музыкой. Браво!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр «Вампука» не имеет собственного здания, поэтому ставит свои спектакли где придется (расписание спектаклей можно найти, например, в афише KidsReview.ru). Мне довелось посмотреть «Сказку...» в рамках первого проводимого театром «Вампука-выпускного», который проходил на малой сцене театра «Лицедеи». В этом театре хорошие освещение и акустика, однако удобное расположение зрительских мест возложено на алтарь дополнительного заработка принимающей стороны: зрители рассаживаются вокруг нескольких столиков, а по залу бродит разносящий заказы официант, уменьшая и без того скудный обзор. Я понимаю, что театр «Вампука» здесь ни при чем и кушать хочется всем. Но, на мой взгляд, просмотр спектакля и поедание шашлыка — вещи несовместимые.

 

 

Спектакль заявлен на детский возраст - от 3 до 12 лет. Пожалуй, соглашусь с этой оценкой.

 

 

Резюме: неплохой кукольный спектакль на хорошей литературной основе и с великолепным музыкальным сопровождением.

 

 

Спектакль-концерт «Прекрасная Вампука»

 

 

Второй спектакль, просмотренный нами в рамках того же «Вампука-выпускного», называется «Прекрасная Вампука» и заявлен он, как, цитирую, «музыкальная сказка для всей семьи». Для какой именно семьи — не уточняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попытаюсь коротко пересказать сюжет. Повстречались как-то раз некто Данила Горыныч (вроде бы это человек, но я не уверен) и Кит-Кот (кто это — даже предположить боюсь). И отправились они зачем-то странствовать. Достранствовали они до ближайшего царского дворца, у входа в который их встречает начальник стражи. После некоторых препирательств приятелей пускают во дворец, в котором мы встречаем самого царя Треметия IV.

 

 

Затем в поле зрения появляется персонаж по имени Большой Злобный Мух. Он совершает какие-то манипуляции с помидорным деревом и скрывается. Друзья садятся на мотоцикл и отправляются в погоню за Мухом. Подъезжают к дубу, на котором сидит филин Филимон и объясняет им дорогу. Однако в очередной раз появляется Мух и меняет расположение дорожных указателей, в результате чего наши герои оказываются в царстве барахла — в прямом смысле этого слова. Их встречает олицетворенное Барахло, после чего мои записи на какое-то время прерываются: всю сцену мне надолго заслонил официант, принимавший заказ у переднего столика.

 

 

После ухода официанта наши герои оказываются уже неизвестно где, но именно там они и находят прекрасную принцессу Вампуку (оказывается, это они ее искали). Последнее недоделанное дело — Злобный Мух. После продолжительной схватки с использованием волшебной палочки (честно говоря, не помню, откуда она появилась) Данилы с Мухом, последний становится Добрым Мухом. Все счастливы. Конец.

 

 

* * *

 

 

Поставлен же весь этот ночной кошмар следующим образом. На сцене постоянно присутствуют рок-музыканты (гитары, ударные, конга, бубен, гармоника), которые и исполняют все роли в этом, с позволения сказать, спектакле. На середину сцены время от времени выходит рассказчица, она же автор сказки, спектакля, музыки, слов, она же художественный руководитель и вообще человек, вокруг которого вращается весь театр «Вампука», Женя Глюкк (та самая женщина в кепке, упомянутая выше). Рассказчица объясняет зрителям, что в данный момент происходит в сюжете, потому что никакого другого шанса понять происходящее у зрителей нет — актерская игра в этом мероприятии отсутствует в зародыше. Те немногие сцены, в которых наблюдается хоть какое-то действие с участием актеров, как, например, все сцены с этим несчастным Мухом, вызывают давно забытое ощущение присутствия на школьном капустнике — настолько это все беспросветно беспомощно.

 

 

 

 

 

 

 

 

После очередного выхода на сцену Жени Глюкк следует песня. Песен в концерте много. Собственно, он и состоит почти из одних сменяющих друг друга песен. Да, конечно, живое исполнение — вещь самостоятельно ценная, но ни одна песня меня нисколько не зацепила. Незапоминаемая музыка, невнятные стихи. О восприятии их детьми даже нет смысла говорить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание песен, насколько я смог оценить, почти не коррелирует с повествованием. Песни словно существуют сами по себе, а их нанизание на и без того кривую, местами пунктирную, линию сюжета приводит к полному краху всей конструкции.

 

 

Ближе к концу спектакля на сцене появляется марионетка в виде Джона Леннона и голосом гитариста Андрея Романова исполняет песню «Imagine». Включение этого эпизода в спектакль навсегда станет для меня теперь эталонной иллюстрацией выражения «ни к селу, ни к городу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстати, в этом концерте также участвуют куклы. Три планшетных куклы-музыканта весь спектакль находятся на сцене, имитируя игру на музыкальных инструментах. Кстати, эта троица вполне ничего. Но вот кукла, исполнявшая роль самой «прекрасной» Вампуки, заслуживает отдельного описания. Анорексичная, вся какая-то дерганая, с безумными экзофтальмическими глазами — именно так, по мнению авторов, и должна выглядеть настоящая принцесса. Немудрено, что та же самая кукла, закутанная в тряпки, изображает и абстрактную героиню сказки по имени Барахло. Бр-р-р-р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актеров и музыкантов обсуждать особенно не хочется. Участвуя в подобном трэше, они не в состоянии спасти его своей, местами безупречной, игрой. Даже полюбившийся мне Эдуард Старченко, который большую часть действия сидит за барабанной установкой, никак не может вытянуть шоу хотя бы на уровень смотрибельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Впрочем, нет! В середине спектакля именно Эдуард организует единственный светлый эпизод всего мероприятия. Он созывает на сцену детей и на несколько минут объединяет их в импровизированный рок-ансамбль. Кто-то поет, кто-то играет на инструментах, кто-то приплясывает. Пятиминутка детской радости на фоне часовой тоски.

 

 

Декораций у спектакля нет. Весь реквизит предельно прост - до примитивного. На заднем плане установлен экран, на который проецируется зацикленный мультфильм, представляющий собой какую-то кислотную череду малопонятных бесформенных образов. Артисты одеты как рок-музыканты: в цепи, заклепки и черные майки с изображениями известных металлических групп. Женя Глюкк одета в кепку.

 

 

* * *

 

 

Я легко могу понять, чего хотели добиться авторы «Прекрасной Вампуки». Этакое приобщение детей к рок-музыке. Наверняка для большинства приходящих детей этот концерт — первый опыт прослушивания вживую чего-то, напоминающего рок-музыку. Ведь, как говорит в самом начале спектакля Женя Глюкк, «Прекрасная Вампука» — это рок-концерт, на который дети приводят своих родителей. В этом смысле отчетный концерт уникален, по крайней мере, в нашем городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если составлять свое впечатление по сайту театра, представленным там документам (включая бешеное количество отсканированных отзывов зрителей), а также словам Жени Глюкк (а она не устает повторять это и до, и после, и во время спектакля), «Прекрасная Вампука» — это нечто сверхграндиозное, сравнимое по масштабности разве что с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда». Спектакль существует много лет, игрался не на одном десятке различных площадок, переведен на другие языки, был издан в виде аудиодиска, который записали известнейшие петербургские артисты, включая Билли Новика, Максима Леонидова и Юрия Гальцева, его хвалили другие известные персоны...

 

 

Однако если верить собственным глазам и ушам, при всех достоинствах замысла, это более чем спорный культмассовый продукт, явившийся, на мой взгляд, результатом собственной переоценки и не стоящий потраченного на него времени.

 

 

* * *

 

 

Вот такими разными получились впечатления от двух спектаклей театра «Вампука». Театр этот достаточно самобытный, делающий упор на живую музыку и приглашающих хороших артистов и музыкантов. Выбранная театром стезя не может не вызывать интереса, и хочется верить, что он еще порадует нас достойными музыкальными постановками.

 

 

Помимо спектаклей, «Вампука» проводит совершенно уникальное по своему формату мероприятие — «Большое морское путешествие». Небольшой, но очень уютный кораблик курсирует по Финскому заливу, а на его борту идет вампуковский концерт, в котором также участвуют артисты, куклы и музыканты. Вот об этом мы и поговорим в следующий раз. Пока же можно посмотреть фотоотчет с "Большого морского путешествия"

 

 

 

Автор: Владимир Несторович

Фото: vkontakte.ru/teatrvampuka

 

 

 

Уважаемые представители петербургских театров!

 



Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах «Детского обозрения»? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

 


 


Отзывы и вопросы (4)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Алла
21 Сентября 2011 11:55
"Сказки дядюшки То" смотрели в Чаплин-клубе. Если бы не машинка, принесенная с собой, ребенок (7 лет) ушел бы еще в процессе... Скучища! Очень хорошие куклы и очень хорошие актеры не спасают примитивное содержание. Скучали все! И взрослые и дети. Только малышня 1 - 1.5 с интересом смотрела и пританцовывала. Пожалуй не порекомендую этот театр никому из своих знакомых. И сама не пойду ни на какой их спектакль. За такие деньги экспериментировать и тратить наше с ребенком время больше не буду
chiva
08 Сентября 2011 20:01
 Уважаемая Елена,   Я основывался на информации, взятой с сайта «Вампуки» же:   «   В мае 2009  года в Театре Эстрады была презентована мини-пластинка ("сингл" сказки), песни в которой поют: Билли Новик ("Billy's Band") в роли Кит-Кота, Сергей  "ЧИЖ" Чиграков в роли Волшебника царства Времени, Илья Чёрт ("Пилот") в роли Табакеркина,  Женя Глюкк и Александр Смирнов в ролях госпожи Барахло и господина Барахло.  В 2010  году на одноимённом праздничном представлении будет презентована полная  версия музыкальной сказки на CD    »   И конечно, я рассчитывал, что если уж она должна была выйти в 2010 году, то уж наверное к концу 2011 могла выйти? К тому же в сети можно найти профессионально записанные песни из спектакля. В любом случае, какой-никакой диск был ведь, все-таки выпущен, не так ли?   В любом случае, простите меня за неточность. Но, как говорил Д'Артаньян, только за это.   С уважением, Владимир Несторович.
Гость Елена
05 Сентября 2011 01:18
Уважаемый Владимир! Это здорово, что Вы оцениваете столь молодой театр, который, как Вы правильно заметили, не имеет собственного помещения и дотаций со стороны, по меркам известных заслуженных театров. Значит Театр Вампука не зря старался)). Относительно спектакля №Прекрасная Вампука", хотела бы отметить следующее. Вы посмотрели его один раз с вполне запланированными представлениями о том, как по Вашему мнению должен выглядеть подобный спектакль. Я была на этом спектакле не один раз и могу сказать следующее - эта постановка выходит за рамки вообще какой-либо устоявшейся классической постановки. Это в первую очередь интерактивный спектакль. И каждый раз он проходит по-разному. В этом суть. Вы этого, к сожалению, не поняли и поспешили с выводами. На самом деле спектакль замечательный, что доказывают не отзывы на бумажках, а заинтересованность и счастливые лица детей и взрослых, которые приходят на этот спектакль. И это основная причина. И других причин много, но для этого надо писать отдельную рецензию, а не как не комментарий)) Кроме того вы грешите истиной по поводу выхода пластинки - она еще не выпущена, и тем более не правы относительно того, что спектакль идеи много лет. Будьте внимательны к той информации, которую публикуете.
Глеб
02 Сентября 2011 14:31
Спасибо за рецензию. Очень транспарентно и понятно. По фотографиям с т.н. "Большого морского путешествия" я мог судить с позволения сказать профессиональным взглядом, что сильно сквозит поверхностностью и безынтересностью. Вот, единственно, "Сказки дядюшки То" представляются относительно симпатичным спектаклем, как если бы он проходил не в кафе.

Читайте также: