"Грамматика Фантазии" Джанни Родари. Как сочинять с детьми истории и правильно залезать через форточку, рецензия
Маленький Володя Ульянов в детстве любил "залазить" в дом через окно, а не ходить через дверь. Его дедушка разрешил ему и другим детям эту забаву — только велел для удобства поставить лавочки под окном, чтобы никто из детей не сломал себе шею.
Отличный пример того, как стоит поощрять детское воображение – считает автор книги «Грамматика фантазии», тот самый итальянский сказочник Джанни Родари. Чем закончилась история, знаете сами. Оставим в стороне оценку личности Ульянова-Ленина. И обратим внимание на умение залезть в действительность через форточку. Собственно, об этом книга Родари. О фантазировании, придумывании и, можно даже сказать, креативном мышлении (ну и что, что написана она 1978 году – актуальности не потеряла ни на гран).
В «Грамматике фантазии» есть все, чтобы стимулировать детское воображение и уступать ему дорогу. И сочинять с детьми удивительные истории, получая от этого удовольствие. Как? Ну, давайте поставим какой-нибудь произвольный префикс к слову «кот» или «пес» — и получим «зам-кота» или «вице-пса». Уже начало для рассказа. Или так: «Какой будет сказка про Красную шапочку, если в сказке вдруг появится вертолет?». Или даже так: «Что стало с Золушкой после того, как она вышла за принца?». А вот такие истории, наверное, придумывали все родители вместе со своими детьми: что будет, если ложка оживет, а кровать не захочет, чтобы на ней кто-то спал, и будет брыкаться? Следующий метод вполне подходит для развлечения на День рождения. Называется «Выкладываем карты на стол». Группа ребят делает колоду карт — на каждой карте какой-нибудь рисунок (можно вырезанный из газеты или журнала). Всем — по одной карте. Рисунок — только повод начать рассказывать для первого участника, для второго — повод, чтобы подхватить рассказ предыдущего. У всех получается одна длинная колбаса-история, которая параллельно зарисовывается на доске… Но самый поэтичный метод — «приманивание вдохновения через нос». Чтобы детям было легче начать рисовать, один ребенок получает коробочку, внутри которой смоченная бензином ватка, второй – коробочку с ярким леденцом, а третий – нечто, пахнущее шоколадом. Какой образ придет через запах?
…И таких «приемчиков» в книге — море. Один прием — одна глава. Очень удобно. Впрочем, этот набор рецептов, возможно, не самое ценное, что найдется в «Грамматике фантазии». Рецепты, в принципе, ожидаемы и придуманы даже не самим автором: просто Родари заботливо собрал все их в одном месте. Самое ценное в книге, пожалуй, — нескучный анализ, который прилагается к каждому такому «упражнению на развитие воображательных мускул». Анализ — чтобы пользоваться этими рецептами не бездумно как пилюлями, а осознанно — как вполне живыми приемами, которые настраиваются и корректируются, в зависимости от ситуации. Родари много работал с детьми и довольно четко может пояснить, почему их так увлекает «перевираение сказки» и с какими трудностями можно столкнуться, если начать особо усердно развенчивать образ Золушки. И механику фантазирования Родари также описывает довольно подробно, иногда заглядывая в самые потайные части «механизма», где прячутся самые мелкие и тонкие шестеренки-колесики. Чего стоит, например, подробный комментированный анализ казалось бы «бессмысленных» коротеньких историй, которые дети придумывают «на ходу» или детских разговоров во время игры: по каким законам течет эта речь, которая превращает банальный двор в дикие джунгли или необитаемый остров?
Кроме всего прочего, Родари очень органично, как бы между делом, цитирует мастодонтов филологии, педагогики и философии: Селестен Френе и Жан Пиаже, Лев Выгодский, Виктор Шкловский и Владимир Пропп, Новалис и Эдмунд Гуссерль. Все это добавляет некоторой «научности», зато видно, откуда ноги растут у всех описанных упражнений и заявлений автора насчет психологии детского творчества. Хотя назвать эту книгу учебником или исследованием язык не поворачивается: это, скорее, педагогический трактат — живой разговор о детях и детских фантазиях. Да, забытое слово трактат здесь подойдет. Только не пугайтесь: он не скучный и вполне дружелюбный к простому читателю: его удобно «использовать» как шпаргалку для придумывания историй и главное — как ту самую форточку, через которую можно выбраться из привычного образа мышления. И не удивляйтесь, если не только ребенок, но и вы вдруг непроизвольно сочините пару вздорных веселых сказок на работе в обеденный перерыв.
Автор: Евгения Карташова
Подпишитесь на рассылку "Детские новости Петербурга" от KidsReview.ru!
Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге
Отзывы и вопросы (7)
Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.