Фильм "Элина, словно меня и не бывало", Клаус Хяре, 2002, отзыв
Смотреть с детьми-школьниками, делая выводы. "Элина" финского режиссера Клауса Хяре из той категории фильмов, во время которых хочется взять близкого человека за руку, а по окончании и вовсе обнять его и немного посидеть рядом. Желательно молча, чтобы не спугнуть то особое ощущение близости, которое возникает, когда все думают и чувствуют одинаково, но стесняются в этом признаться. Другим словом, фильм, идеальный для домашнего семейного просмотра промозглым осенним вечером.
Героиня, маленькая Элина, живет в небольшой финно-шведской деревушке с матерью и сестрами. Вокруг – северные красоты, а конкретнее – леса и болота. Мать, суровая, как вся природа Суоми вместе взятая, целыми днями трудится, по мере сил заменяя девочкам погибшего отца. Последнее ей не слишком удается, и Элина регулярно сбегает на болота, «пообщаться» с папой. Тот когда-то учил ее, как пройти через трясину и остаться целым, и как отстаивать свои убеждения, даже если все против тебя.
Папины заветы да нордический характер помогают маленькой Элине противостоять суровой учительнице в школе, которая пытается научить «неблагодарных маленьких финнов» шведскому языку.
Повествование продвигается неспешно, как и положено произведению с поистине нордическим характером. Как еще показать зрителю величественность пейзажей и красоту северной природы, воспетую еще Лённротом? Плавно сменяющие друг друга живописные кадры из жизни простого и очень красивого народа, отсутствие накала страстей вовсе не делают кино скучным. Откровенно затянутых сцен в фильме нет, но любителям «экшена» кино может показаться немного медлительным.
Так же в фильме не найти, трагедий и жестоких сцен. Здесь никого не унижают намеренно. По крайней мере, не так как в большинстве современных фильмов о школьниках у тех же шведов или финнов. Здесь нет ни одного абсолютно злого или отрицательного героя, а детство остается детством, с его верой в хорошее и доброе.
И добро, конечно же, побеждает. Замученная мать находит силы, а главное желание, увидеть в дочери личность, протянуть ей руку и вытянуть вначале из трясины, а потом и из конфликтной ситуации в школе.
В конце концов, у Клауса Хяре получилось стоящее, трогательное и очень лиричное кино про взросление и про отношения родителей и детей, получившее в 2003 году Хрустального медведя как лучший художественный фильм на Берлинском кинофестивале.
Если вас, как и меня, тронет этот поэтичный фильм, не поленитесь найти одноименную книгу Шештин Йуханссон и Баке, по которой он и был снят. Единственная трудность состоит в том, что литературное произведение до сих пор не переведено на русский язык.
Автор: Алёна Дорохина
Отзывы и вопросы (1)
Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.