«Умникум» в «Галерее» (СПб), научно-развлекательный центр: обзор (временно закрыт)
Центр временно закрыт. Говоря об открывшемся недавно музее «Умникум», нельзя не отметить две вещи. Во-первых, радостно, что наш город идет в ногу со временем и в нем появляются крайне востребованные современные интерактивные музеи. А во-вторых... А во-вторых, не стоит забывать, где мы живем и как наш менталитет сказывается на самых амбициозных проектах. Но обо всем по порядку.
При всем, казалось бы, богатстве выбора в Петербурге катастрофически не хватает музеев современного типа. По сохранившимся в большинстве мест советским стандартам предполагается, что, отправляясь в музей, наш посетитель оставляет дома руки, уши, нос и язык, чтобы все эти лишние в музее вещи не мешали главному — созерцанию. И надо ли говорить, что дети, в которых природой заложено изучать окружающий мир всеми данными им органами чувств, в «обычных» музеях киснут уже через каких-нибудь полчаса.
В этом смысле новая поросль интерактивных и полуинтерактивных музеев, возникающих в нашем городе, — как оазис посреди пустыни. И юный «Умникум» в этом оазисе занял место едва ли не главного родника.
В «Умникуме» собрано больше шестидесяти работающих экспонатов-экспериментов, условно разделенных на пять тем: физика, математика, астрономия, геология и биология.
Подчеркну, что абсолютно все экспонаты можно и нужно трогать, экспериментируя с ними и выясняя принцип их работы и те явления, которые они описывают. Большая часть экспонатов будет понятна даже детям без каких-либо пояснений. Работу всех остальных вполне способны прояснить их мамы и папы, не забывшие окончательно школьный курс естественных наук. В тех же редких случаях, когда смысл того или иного экспоната неясен, на помощь всегда готовы прийти отзывчивые сотрудники музея — приветливые, но не навязчивые, компетентные, но не заумные, всегда находящиеся поблизости, но не мешающие осматривать экспозиции самостоятельно.
Экспонатов в музее достаточно много, чтобы гарантировать: решительно каждый посетитель, включая взрослых, найдет для себя очень много интересного. Для самых юных посетителей, вероятно, верхом удовольствия станут гигантские мыльные пузыри, достигающие в длину пары метров. У более пытливых школьников интерес вызовут мощные микроскопы, маятник-художник, оптические и электрические опыты. Есть и настоящие хиты, которые не оставят равнодушным никого: чемоданчик-гироскоп, переговорное устройство, созданное на основе двух тарелок, сейсмограф, регистрирующий малейшие колебания пола, имитатор землетрясений, тепловизор, распознаватель лиц и эмоций в режиме реального времени, ментальный футбол, модель, иллюстрирующая сжатие Земли, замкнутые экосистемы и многие другие.
В общем, праздник для четырех органов чувств обеспечен. Даже обоняние найдется чем побаловать. Отдельный стенд предлагает вам выбрать цветовую интерпретацию предлагаемого вам запаха и сравнить результат с выбором других людей.
Лишь органы вкуса останутся в этом музее обойденными стороной (если, конечно, вы не приметесь лизать все подряд). Компенсировать несправедливость можно неподалеку — все фастфуды в ТРК «Галерея» находятся на том же четвертом этаже.
* * *
Приступим же к дёгтю, ибо такой претенциозный проект, как «Умникум», заслуживает самой отборной критики, не уступающей по качеству самим же им заданному высокому уровню.
Начнем с того, что в этом проекте куда больше пресловутого маркетинга, чем, собственно, сущности. При просмотре сайта «Умникума» и официальной группы в «Контакте» может сложиться впечатление о по-настоящему крутых приключениях, которые ждут вас в этом центре. «Завлекалово» сделано исключительно ловко. Все эти (цитирую с сайта) «вы испытаете на себе действие межгалактического электричества», «попробуете запустить ракету», «налетит торнадо, ветер начнет двигать дюны, поднимутся волны-цунами» здорово подогревают интерес, но на поверку, мягко выражаясь, слегка преувеличены. Межгалактического в тамошнем электричестве будет не больше, чем в вашем синтетическом свитере, ракета будет представлять собой не более чем скользящую по тросу обычную пластиковую бутылку (в нашем случае еще и сломанную и наскоро перемотанную скотчем, видимо, чтобы напомнить нам, что скотч использовался даже астронавтами НАСА), а довольно скромная волна цунами способна впечатлить, пожалуй, лишь самых впечатлительных людей.
Центр «Уникум» и без того хорошее, увлекательное место. На мой взгляд, нет смысла искусственно подогревать к нему интерес чрезмерными обещаниями, которые в результате оборачиваются совершенно необязательным разочарованием. Маркетинг — зло.
Из серьезных недостатков можно отметить отношение к закономерной изнашиваемости экспонатов. Если некоторые экспонаты сделаны, что называется, на века, то другие, конечно, портятся гораздо быстрее. Однако, перефразируя незабвенного Глеба Жеглова, порядок в музее определяется не тем, насколько вещь быстро портится, а тем, насколько быстро она ремонтируется или восполняется. Истертые и исцарапанные за пару недель своей работы линзы и зеркала в оптических опытах, на мой взгляд, можно было бы уже и заменить, благо они пластиковые и вряд ли сильно дорогие. Отсутствующее (украденное?) оригами, мне кажется, должно вообще восстанавливаться в ту же минуту — это всего лишь кусок разрезанного на куски копеечного цветного пластика.
Сколько времени должен оставаться неремонтируемым какой-нибудь сложный экспонат, сказать трудно. Но, судя по простоявшей не один день наглухо завернутой в пакет модели человеческого глаза (кстати, очень толковой, я успел застать ее «живой»), быстрый ввод в строй сломавшихся экспонатов не является здесь первоочередной целью. Дай бог, если сотрудники музея просто не хотят принести качество в жертву скорости.
Отдельного упоминания заслуживает мыльный раствор для пузырей. Если в первое посещение музея (днем) с раствором все было в порядке, пузыри получались могучие и крепкие, то во второе (в другой день, ближе к вечеру) раствор уже качественно изменился и пузыри элементарно не выдувались, что делало целый тематический зал совершенно бессмысленным (а для многих детей это было бы главным развлечением в музее). Работники музея при всей своей услужливости помочь ничем не могли, при том что речь шла не о починке экспоната, а о простом подливании свежего раствора.
Есть и более мелкие недостатки. Неработающие поясняющие мониторы, английский интерфейс программы анализа эмоций, занимающий много места, но довольного скучный планетарий — все это навевает мысли о некоторой «сырости» проекта.
Резюме. По сравнению с финской «Эврикой» (200 экспонатов) и, тем более, шведским музеем «Том Титс» (600 экспонатов) «Умникум», конечно, выглядит скромно. И недостатков, положа руку на сердце, хватает. Однако несомненные достоинства проекта, к которым относятся научно-популярная направленность, остроумно сделанные обучающие экспонаты, толковый персонал и, что немаловажно, крайне выгодное расположение делают его одним из обязательных к посещению новых музеев Петербурга.
Музей подойдет взрослым и детям от четырех лет. Стоимость билета для взрослого — 300 р. за полтора часа либо 500 р. за три часа (полутора часов должно хватить практически всем). Дошкольникам — 150 р., малышам до трех лет — бесплатно. Многодетные семьи могут посетить центр за 200 рублей. Не забудьте сдать одежду в гардероб на минус первом этаже «Галереи». Предусмотрено и экскурсионное обслуживание (300 р. за 1,5 часа). Смысл в заказе экскурсии вижу только в случае большой группы детей. Самостоятельно смотреть экспонаты мне показалось значительно интересней.
Автор: Владимир Несторович
Фото: Kidsreview.ru
Фотообзор: Умникум, научно-развлекательный центр, интерактивный музей, временно закрыт (35)
"Умникум" - научно-развлекательный центр в ТРЦ "Галерея" (Лиговский пр., д. 30 А, м. "Маяковская", "Площадь Восстания"), открывшийся в октябре 2011 года.
Фото: Даша Саульская
Отзывы и вопросы (11)
Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.