Спектакль "Проделки Эмиля из Лённеберги" Маленького театра Фонтанного дома, для детей 5-11 лет, отзыв


8484

Эмиль — герой одного из самых популярных циклов произведений бессмертной Астрид Линдгрен. Это простой мальчик с хутора Каттхульт, что рядом с селением Лённеберга, в провинции Смоланд на юге Швеции.

Его жизнь — одна сплошная веселая проделка, в которую, хотят они того или нет, вовлечены все жители хутора: младшая сестренка Ида, папа, мама, работники Лина и Альфред, а также многочисленные деревенские животные, которые в этих книгах являются полноправными действующими лицами. Проделки Эмиля всегда забавные, иногда жестковатые, но никогда — злые.

 

 

 

 

 

 

 

Маленький театр Фонтанного дома предлагает нам собственную театральную постановку по мотивам этих произведений. Спектакль «Эмиль из Лённеберги» был создан в свое время в Фонтанном доме к Рождеству, в классическом стиле репертуара театра: камерная постановка в уютных декорациях и близость к маленьким зрителям вплоть до вовлечения их в действие. Затем спектакль долгое время не игрался и был воссоздан год назад, с переработанным сценарием и измененным названием. Нынешний спектакль «Проделки Эмиля из Лённеберги» играется на разных площадках города, пока отчий Фонтанный дом временно не может принимать спектакль у себя. Спектакль подойдет детям возрастом от пяти до одиннадцати лет и предполагает легкую интерактивность: перед началом представления детям предложат разрисовать бумажные кораблики и написать на них о своей самой ловкой проделке. В дальнейшем эти кораблики будут участвовать в спектакле. А в конце действия актеры позовут детей танцевать на сцену, где можно будет ненадолго почувствовать себя на настоящем крестьянском хуторе вместе с Эмилем и его друзьями.

 

 

 

 

 

 

Спектакль «Проделки Эмиля из Лённеберги» — не для зрителя, ждущего зрелищных сценических эффектов. Корова здесь — прямоугольный кусок фанеры с головой, крыша дома, на которую лезет несчастная Лина с больным зубом, — простая стремянка, а конь Лукас — наскоро переодетый Альфред. Но, с другой стороны, актеры вкладывают в игру столько души, что ребенок-зритель верит всему происходящему: и бутафорскому поросенку Заморышу на проволочках, и тряпичной речке, в которой купаются Эмиль с Альфредом, и бумажной луне на палочке, и прочим игрушечным персонажам: крысам, кошкам и курам. Да и может ли быть иначе? Спектакль о жителях хутора Каттхульт столетней давности, пожалуй, и следует ставить так, как он мог бы быть поставлен и сыгран на самом хуторе Каттхульт сто лет назад. При этом отдельные сценические находки, вроде коровьего вымени или тазика с жидким тестом, которое время от времени выливается на голову папы Эмиля, сделаны блестяще и вызывают смех всего зала.

 

 

 

 

 

 

Спектакль играется шестью актерами. Персонажи получились выпуклыми, слегка гротескными, но без балаганности. Папа — простоватый прижимистый крестьянин, которому больше всего достается от проделок Эмиля. Мама — милая и заботливая, безоговорочно верящая в своего сына, как и полагается маме. Лине и Альфреду досталась большая часть юмористической составляющей спектакля (а также несколько дополнительных ролей), с которой они блестяще справляются.

 

 

 

 

 

 

Отдельных теплых слов заслуживает игра актеров-детей — постоянный предмет моего личного пристального внимания. Леша Жуков в роли Эмиля раскован, в меру бесшабашен и очень убедителен. Что же касается Сони Белькиной, сыгравшей маленькую Иду, эта маленькая актриса произвела огромное впечатление как на меня, так и на детей. Я никогда не видел, чтобы семи-восьмилетняя девочка так безупречно отыгрывала непростой часовой спектакль, где ее роль далеко не ограничивается несколькими репликами. Соня-Ида абсолютно естественна в роли серьезной умной девочки, владеет и словом и жестом, при этом успевает помогать остальным актерам, перемещает реквизит, следит за временем — словом, как хороший солдат, знает свой маневр. Хочется пожелать юной талантливой актрисе большого будущего в любой области искусства, которую она для себя изберет.

 

 

 

 

 



Напоследок хочется поделиться одним достаточно личным переживанием. Полгода назад я читал своим детям ту самую книгу «Эмиль из Лённеберги», по которой и поставлен этот спектакль. Читали мы ее по вечерам перед сном, с огромным удовольствием. Вместе с детьми я хохотал над проделками Эмиля и немножко, втайне от них, сочувствовал незадачливому папе, основной жертве этих проделок. И есть там одна глава, в которой Эмиль пытается отвезти умирающего Альфреда сквозь снежную пургу к доктору. Слушая ее, мои дети всхлипывали, а самому мне приходилось делать небольшие перерывы, чтобы скрыть от детей в темноте и тишине детской комнаты собственные эмоции и справляться с подступающим к горлу комком.

 

 

 

 

 

 

На спектакль я шел с ожиданием именно этой сцены. И когда бутафорские сани с маленьким замерзшим Эмилем и его больным другом Альфредом окончательно увязли, засыпаемые густым белым снегом, и показалось, что надежды больше нет, в зрительном зале повисла особая, звенящая тишина, в которой даже самые маленькие зрители боялись шелохнуться...

 

Такую тишину я слышал только на самых лучших драматических спектаклях.

 

 

 


 

 

 

Автор: Владимир Несторович

 

Фото: vkontakte.ru/album-23144421_127163403

 

 

Уважаемые представители петербургских театров!

Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах «Детского обозрения»? Пишите нам на [email protected], и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

Подпишитесь на рассылку "Детские новости Петербурга" от KidsReview.ru!   

  

Куда пойти с ребенком в Санкт-Петербурге

 

 


Читайте также:

Отзывы и вопросы (1)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Аня
12 Октября 2016 21:32

Мне этот спектакль очень понравился! Спасибо за представление было очень интересно и почтительно. Все очень хорошо сыграли свою роль.