Рецензия на цирковой спектакль «Сторож снов» театра «Упсала-Цирк» (для детей от 4 лет)


5519

Всемирно знаменитые артисты: отважные глотатели шпаг, великие укротители слонов, уникальные чревовещатели и хладнокровные пильщики женщин... Всего этого вы точно не увидите на арене маленького петербургского цирка «Упсала-Цирк». Маленького цирка с большим сердцем.

 

 

Изучать этот совершенно неизвестный нам доселе не то цирк с элементами театра, не то театр, говорящий языком цирка, мы отправились на примере спектакля «Сторож снов».

 

 

 

 

 

 

В спектакле заняты восемь очень хулиганистых детей разного пола и возраста. Единственный взрослый — Дедушка, которого, впрочем, можно воспринимать как обобщенного представителя старшего поколения — папу, маму или воспитателя. Весь сюжет спектакля заключается в том, что Дедушка пытается уложить спать детей, а те активно этому сопротивляются.

 

 

Укладывает он их в «кровать» — гигантский надувной матрас, занимающий большую часть арены. Но у детей своя точка зрения на то, когда им ложиться спать, и поэтому они делают все возможное, чтобы избежать нелюбимой процедуры. Дети носятся по воображаемой спальне, каждым своим прыжком, поворотом, сальто или кульбитом демонстрируя полное несогласие с намерениями Дедушки. Наконец он справляется с вакханалией (думает, что справляется), раскладывает угомонившихся детей по подушкам и удаляется.

 

 

 

 

 

  

 

 

Явная ошибка. Ведь эти головорезы только того и ждут. Оставшись одни, они делятся на две части, и двое отважных маршалов ведут свои армии на безжалостный подушечный бой, в котором не берут пленных. Битва прекращается лишь за мгновение до появления спешащего на шум Дедушки, который, забежав в спальню, застает вместо ожидаемого апокалипсиса мирно спящих аки агнцы детей.

 

 

Так оно и продолжается: дети безнаказанно резвятся, Дедушка тщетно пытается их «застукать». В какой-то момент, к ужасу Дедушки, дети вообще исчезают из спальни. Наконец, их пыл несколько остужается и вместо веселых попрыгушек дети начинают рассказывать друг другу в темноте страшные истории. Ну, а рано или поздно дети все-таки уснут, и им всем начнут сниться удивительные сны...

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

 

Сказать, что спектакль «Сторож снов» нам понравился — значит не сказать ничего.

 

 

У этого спектакля запредельный уровень зрелищности. От первого до последнего мгновения взрослые и маленькие зрители завороженно смотрят на сцену, смутно осознавая, что в их присутствии разворачивается действительно феноменальное, фантастическое представление, ничего похожего на которое они, скорее всего, раньше в нашем городе не видели.

 

 

 

 

 

 

 

Спектакль условно делится на две части, по принципу «чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась».

 

 

В первой части, где душа разворачивается, мы наблюдаем классное площадное цирковое искусство — с акробатикой, буффонадой, клоунадой, пантомимой, поддержками, смешными падениями и даже иллюзиями — всем тем, что, собственно, и делает данный спектакль цирковым представлением. В этой части ребята демонстрируют не только прекрасные акробатико-гимнастические способности, но и, что куда важнее, величайший артистизм.

 

 

 

 

 

 

Да, возможно, вы небезосновательно заметите, что цирковое мастерство этих детей в чем-то уступает подготовке профессиональных, а тем более матерых династийных артистов — акробатов, жонглеров и гимнастов из тех цирков, в которых вам доводилось бывать, или из тех ютюбных роликов, которые вам доводилось видеть. Но, черт возьми, столько души, искренности, легкости и достоинства, сколько присутствует в работе юных артистов «Упсала-Цирка», вы не встретите ни в одном другом цирке!

 

 

Настоящий, без оговорок, шедевр первой, буйной, части — сцена подушечного боя. Здесь сошлось воедино все — мастерство детей, прекрасные постановка и хореография, динамизм и грандиозная, пробирающая насквозь, просто убийственная музыка. Эта сцена, которую дети целиком играют сами, без единого взрослого, стала для меня окончательным доказательством того, что при должной режиссуре детская игра может быть по-настоящему первоклассной. Привет Борису Грачевскому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая часть (в которой душа обратно заворачивается) как противовес бурным страстям первой части — тонкая, лирическая. Здесь есть трогательная «страшная история про смерть», выполненная в технике театра теней. Здесь утомившийся Дедушка собирает, наконец, хулиганов вокруг себя и рассказывает им истории из своей славной моряцкой юности, а потом и сам засыпает, исчезая внутри ожившего кресла, после чего всем этим полуночникам начинают сниться фантасмагорические сны.

 

 

И музыка, в отличие от первой части, здесь не будоражит, а умиротворяет. И «картинка» потрясает уже не эффектными акробатическими этюдами, а эстетикой и призрачной хрупкостью. И так жалко, когда это все заканчивается...

 

 

* * *

 


Вот такой спектакль. Вот такие дети.

 

 

Если вы еще не знаете, кто является артистами «Упсала-Цирка», так знайте. В труппе работают ребята из так называемых «групп социального риска» — от собранных по улицам беспризорников до детей, совершивших преступления. Всех своих юных артистов в «Упсала-Цирке» называют хулиганами — замечательным словом, имеющим в русском языке не оскорбительный, а бодро-романтический оттенок. Без бодрого, позитивного настроя и невозможно было бы решить ту непростую задачу, которую изначально ставил перед собой «Упсала-Цирк» — социальная адаптация детей при помощи цирка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как цирк может подготовить ребенка к взрослой жизни?» — спросите вы. По-моему, цирк хорош уже тем, что возвращает ребенку доверие. Утрата доверия — к взрослым, к сверстникам, к этому миру — вот что оставляет в душе оказавшегося в тяжелой ситуации ребенка, на мой взгляд, самые глубокие рубцы. И цирк, в котором доверие — это основа основ, неплохо эти рубцы залечивает.

 

 

В «Стороже снов» играют артисты из основной группы, в которой собраны дети из неблагополучных семей. Кто-то выступает здесь уже несколько лет, кто-то только недавно присоединился к труппе. Естественно, что у детей различный уровень подготовки, но я не хотел бы специально выделять ничьих имен. Во-первых, все ребята настоящие молодцы и выступают дружной слаженной командой, в которой каждому находится важное место. А во-вторых, в этом возрасте дети стремительно растут — не успеешь оглянуться, как состав труппы уже сменился.

 

 

 

 

 

 

 

А вот Дедушку, Петра Митрофанова, с удовольствием отмечу. Он не только много лет профессионально тренирует ребят, но и сам является прекрасным артистом сразу нескольких цирковых жанров. Какие в конце спектакля Петр крутит би-бойские кренделя ногами — любо-дорого посмотреть даже бесконечно далеким от брейк-данса людям.

 

 

Наблюдать за поведением юных артистов после спектакля мне понравилось не меньше, чем во время самого шоу. Они еще не научились лениво расползаться по гримеркам. Едва успев переодеться, с горящими глазами и нестертым гримом, они бежали назад, на сцену и к зрителям. Окрыленные собственным выступлением, купающиеся в направленных на них взглядах они безрассудно выскакивали в одних рубашках из теплого шатра в промозглость питерской осени — насладиться свежим воздухом, свободой, своей дружбой, своим детством...

   

 

Ну или просто перекурить за углом. Ведь это как-никак хулиганы.

 

 

Резюме. «Сторож снов» — классный, ни на что не похожий цирковой спектакль, созданный славными взрослыми и талантливыми детьми. Идти обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Владимир Несторович
Фотографии предоставлены Упсала-Цирком

 



Уважаемые представители петербургских театров!

 



Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах журнала KidsReview.ru? Пишите нам на [email protected], и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 


Читайте также:

Отзывы и вопросы (1)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Гость
22 Июня 2012 16:49

Ребята большие молодцы! Ходила с дочкой 4-х лет. Мой ребенок хохотал и не мог остановиться. Прошло уже несколько месяцев, а дочка до сих пор вспоминает спектакль.