Рецензия на спектакль «Про Иванушку-дурачка» Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева (для детей 6—12 лет)

17.10.2011 9050


У ТЮЗа по осени знатно уродились театральные премьеры. Не успела отколоситься «Датская история», как налилась соком новая интересная детская постановка — спектакль «Про Иванушку-дурачка» по пьесе М. Бартенева.

 

Сюжет спектакля — череда забавных приключений, переживаемых Иванушкой-дурачком. Благодаря своей способности трактовать слова и поступки других людей не иначе как буквально, Иванушка постоянно оказывается в смешных, иногда даже опасных ситуациях. Впрочем, чаще всего, благодаря своей детской наивности, он этих ситуаций попросту не замечает.

 

 

 

 

 

 

 

Вот, скажем, нашел Иванушка в лесу спрятанный кем-то клад. Другой бы сразу взял бы его себе, а Иванушка прозорливее — он его несет богатому Купцу, который больно уж деньги любит. Глядишь, понравится Купцу Ванин подарок, он и возьмет его себе на службу за рубль в месяц.

 

 

 

 

 

 

 

Или велел, например, ему все тот же Купец дверь в дом стеречь, глаз с нее не спускать — вот Иван и понимает буквально: дверь, стало быть, самое важное в доме. И коли отправился в лес дрова рубить, так, значит, и дверь надо с собой тащить.

 

 

Святая простота Иванушки вызывает массовый когнитивный диссонанс у всех, с кем ему приходится сталкиваться. Простым Разбойникам из-за него нормально не пограбить — ну как тут пограбишь нормально, когда дом стоит как на ладони — нараспашку, пустой, посреди дома сундук с золотом, а двери вообще нет?! Ведь так не бывает, в чем-то обязательно будет подвох!

 

 

 

 

 

 

 

А Купец — ну как ему, Купцу, спокойно, вдумчиво почахнуть над златом, когда это самое злато притащил к нему невесть откуда взявшийся Иванушка за просто так. Все купеческое нутро ему подсказывает, что дело здесь нечистое, что не так прост он, этот Иванушка, как хочет показаться.

 

 

Вот и Купцу с Купчихой не спится, и Разбойничкам не живется — все ждут они, что же за каверзу им Иванушка подстроил, с какого бока к ним беда неминучая подберется.

 

 

 

 

 

 

 

Немудрено, что единственными, с кем Ваня найдет общий язык, будут гуманист-Медведь и жена его, Медведица. Ведь кто в нашем мире сохраняет искренность, простоту и непосредственность? Только дети, животные да иванушки-дурачки.

 

 

* * *

 

 

 

Спектакль поставлен по пьесе Михаила Бартенева, которая написана по произведению Максима Горького, которое, в свою очередь, создано на основе русской народной сказки. Одна важнейшая вещь выделяет эту сказку из ряда других со схожей тематикой. Здесь нет явного перевоплощения Иванушки из дурачка в доброго молодца — ни эволюционным путем, ни при помощи того или иного волшебства. Нет здесь и этого типично русского алогичного хеппи-энда, когда главный герой, почти не демонстрируя никакой доблести и не совершая выдающихся поступков, а лишь за счет того, что он хороший или элементарно незлой человек, получает в конце концов все — славу, деньги и любовь.

 

 

 

 

 

 

 

Нет, ничего этого в спектакле нет — Иванушка в конце пьесы такой же наивный дурачок, как и в начале, не получивший ни славы, ни богатства, ни даже бесценного опыта. Зато в спектакле есть предложение для зрителя — предложение задуматься. Если Иванушка глуп, то в чем же его глупость? И если он так наивен и глуп, то почему же он так счастлив, когда остальные герои так несчастны при всем своем уме, при всей своей предусмотрительности, рационализме и здравом смысле?

 

 

За хрустом челюстей нашего червя сомнения так ли часто слышим мы слово, сказанное впросте? В дружественно протянутой руке так ли часто видим мы просто протянутую руку? Об этих вопросах и предложено подумать зрителям.

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

 

Пару слов о самой постановке. Являясь, по сути, типичной комедией положений, в которой раскручивается спираль недоразумений и забавных ситуаций, по законам жанра сказка предполагает лавинообразное развитие сюжета, когда динамика происходящего с каждой сценой только возрастает. Отчетному же спектаклю, на мой взгляд, не хватает именно динамизма. Картины сменяют друг друга для такого сюжета слишком уж размеренно. А лесные сцены с Медведем, при всем моем глубоком уважении к медведям вообще и к народному артисту России Николаю Иванову в частности, иногда просто нагоняют тоску. Сядет Медведь на пенек, веско скажет слово-другое, подудит на дудочке, еще скажет, снова подудит, помолчит...

 

 

 

 

 

 

 

Невеликий восторг вызывает и художественное оформление спектакля. На сцене почти все время темно и пусто. Очень темно и очень пусто. Темно, видимо, чтобы не было видно, насколько пусто. Две огромные подвешенные кляксы на заднем плане — вот, по сути, и все декорации, призванные изображать и лес, и дом Купца, и все остальное. То, что нормально смотрелось бы на сцене большинства других детских театров, на огромной тюзовской сцене просто растворяется. Учитывая нежный возраст приходящих на спектакль детей, требовательных к зрелищности мероприятия, я не нашел осмысленного оправдания такому минимализму.

 

 

Единственная по-настоящему зрелищная и смешная сцена с вертикальной кроватью да разве что комичный поход Иванушки в лес с дверью на спине — вот, пожалуй, те моменты, когда дети действительно оживляются и смеются.

 

 

 

 

 

 

Зато теплых слов заслуживают костюмы персонажей. Совершенно мультяшные, очень смешные, яркие и нелепые. Особенно забавно наблюдать сверхпластичного, тонкого во всех смыслах артиста Владимира Чернышова, исполняющего роль Купца, в гротескном ватнике и необъятных штанах.

 

 

 

Самое приятное впечатление оставляет и музыка Василия Тонковидова, звучащая в спектакле. Одновременно веселая и грустная, главная музыкальная тема идеально ложится под настроение спектакля.

 

 

 

Мастерство тюзовских артистов, как и всегда, не вызывает сомнений. Позволю себе отдельно отметить Купчиху (Антонина Введенская), уже упоминавшегося Купца (Владимир Чернышов) и, конечно, самого Иванушку (Никита Остриков) (оба последних знакомы нам по шедевральному спектаклю «Начало. Рисунок первый»). Они и вытаскивают на себе этот, будем честными, не самый выдающийся тюзовский спектакль.

 

 

В сухом остатке. При спорной постановке у спектакля «Про Иванушку-дурачка» есть неоспоримые плюсы: литературная основа, костюмы, музыка, прекрасные актеры. Ну и главное, о чем есть смысл отдельно поговорить с ребенком после спектакля — тот самый описанный выше посыл о «блаженных нищих духом». Ибо их есть сами знаете что.

 

 

 

 

 

 

 

Спектакль подойдет детям 6—12 лет. Для для тех, кто помладше, маловато зрелищности, для более старших слишком детской может показаться сама сказка. Спектакль длится 1 час 45 минут с одним антрактом. Подробнее о ТЮЗе читайте на страницах нашего журнала.

 

 

Автор: Владимир Несторович
Фото предоставлены Театром юных зрителей им. Брянцева

 


Уважаемые представители петербургских театров!

 



Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах журнала KidsReview.ru? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

 


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: