Рецензия на спектакль «Мир тишины» театра «Куклы» (для детей 6—12 лет)

02.11.2011 5680


Театр «Куклы», глубоко тронувший в прошлый поход нас своим великолепным спектаклем «Добрый слон», продолжает сильнейшим магнитом притягивать к себе. Чтобы составить о театре более объемное впечатление, мы отправились на спектакль «Мир тишины».

 

Главная героиня спектакля — маленькая Девочка. У нее есть Мама и Папа. Правда, Папа, по большей части, занят своей газетой, а Мама — готовкой, болтовней по телефону и вечным вязанием (словно подчеркивая бесконечность процесса, Мама все время вяжет один и тот же надетый на нее же свитер).

 

 

 

 

 

 

 

Потому ли, а может почему-то еще, Девочка проводит все свое время за игровой приставкой. Уйдя в мир компьютерных игр, она игнорирует все, что происходит вокруг нее, все больше и больше теряя связь с реальностью. Родителей не может не беспокоить такое поведение дочери, и они предпринимают несколько бесплодных попыток вызволить ее из виртуального мира, которые, впрочем, не приводят ни к чему, кроме истошных криков мгновенно звереющей Девочки.

 

 

Даже подаренная ей кукла лишь ненадолго выводит ее из сомнамбулического состояния. Поначалу Девочка охотно играет с куклой, но вскоре разочарованная простотой игрушки и вернувшимся безразличием родителей, Девочка снова срывается и зашвыривает куклу куда подальше.

 

 

 

 

 

 

 

Вот тут и появляются Существа, которые, во-первых, уменьшают саму Девочку, делая ее размером с куклу, а во-вторых, переселяют ее в свой очень странный мир — Мир тишины. В этом мире Девочка встретится с необычными персонажами вроде Силача, Поварихи, печальной Кастрюли, Цветка с бьющимся сердцем и даже собственной ожившей Куклы.

 

 

Пройдя серию приключений и изменившись внутренне, Девочка возвращается из волшебной страны в привычную обстановку, где она вдруг открывает для себя, что мир вокруг нее ярок, велик и прекрасен, и что попытаться раскрасить этот мир собственными красками — не такая уж плохая идея...

 

 

 

 

 

* * *

 

 

«Мир тишины» оказался одним из самых тяжелых для восприятия спектаклей из тех, что мне доводилось видеть. Если спектакль «Добрый слон» можно сравнить с полетом в ясном небе, то «Мир тишины» — это плаванье в густой тягучей смоле, не лишенное, конечно, известной доли эстетики.

 

 

Я нисколько не подвергаю сомнению художественную ценность спектакля. Замысел, актерская игра, работа с куклами, режиссура, музыкальное сопровождение находятся на высочайшем уровне, и мы еще вернемся к разговору о них. Я сейчас пытаюсь рассказать о том, что приходится преодолевать зрителю во время просмотра этого спектакля.

 

 

 

 

 

 

 

В спектакле практически не произносится слов. Все объясняется при помощи пластики, пантомимы и языка тела. «Мир тишины» создавался специально для театра «Куклы», исповедующего тот принцип, что театральные постановки должны быть доступны и понятны любым детям, в том числе и с ограниченными возможностями. И если в спектакле «Добрый слон» дополнительная степень свободы обеспечивается сурдопереводом, то в «Мире тишины» и его не нужно — подразумевается, что все понятно и так.

 

 

 

 

 

 

 

К большому сожалению, нет, не все понятно. Даже после долгого обсуждения с детьми мы не смогли связать воедино все увиденное. В волшебной стране (то есть в том самом вынесенном в название Мире тишины) главная героиня увидала много такого, смысл чего ускользнул от нас. Можно, конечно, все списать на фантасмагоричность происходящего, да и не обязана, в конце концов, волшебная страна быть полностью понятной простому смертному. Возможно, спектакль имеет смысл пересмотреть не один раз, чтобы все встало на свои места, но, возвращаясь к сказанному, непонятности и туманности некоторых сцен — одно из слагаемых тяжелого восприятия постановки. Особенно для детей.

 

 

Вопросы возникают уже в самом начале спектакля, во время своеобразной визуально-музыкальной увертюры, когда четверо Существ (не знаю, как их воспринимать — волшебники? ангелы? демоны?) довольно долго и нудно создают из разрозненных частей маленькое кукольное существо, причем так окончательно и не ясно, что и зачем они делают.

 

 

 

 

 

 

 

Добавляет тяжести и цвето-световое решение спектакля. Все очень темное, если не сказать мрачное. И черный фон, и черные одежды ангело-демонов — все это вполне понятно и оправдано, но... смотрится тяжело.

 

 

Момент попадания Девочки в Мир тишины и первые ее минуты пребывания в нем сделаны по-настоящему страшно. К описанной выше черноте, контрастирующей с лучами яркого света, добавляется гримаса ужаса, постоянно появляющаяся на лице оказавшейся в мрачном одиночестве Девочки, очень реалистично сделанное ее уменьшение в росте, и, конечно, совершенно жуткая музыка — вырывающиеся из полной тишины стучащие, лязгающие и лающие звуки.

 

 

Страх, темнота, пугающие звуковые эффекты, трудные для понимания сцены — на мой взгляд, многовато для маленького зрителя.

 

 

Теперь о том, что категорически понравилось.

 

 

В первую очередь, это, конечно, музыкальное сопровождение. Музыка Тиграна Саакова (по совместительству — режиссера и худрука театра) является здесь очень важной составляющей, едва ли не самостоятельным актером этого спектакля. Если не брать во внимание те пугающие моменты, описанные выше, музыка очень красивая и необычная. Каждую сцену она раскрашивает дополнительным смыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великолепны, конечно, куклы и их управление. Кукол в этом спектакле совсем немного, но они классные. На спектакль можно идти ради одной только печальной Кастрюли, которая так безутешно горюет оттого, что ее содержимое никому не нравится.

 

 

Из актерского ансамбля хочется выделить Юлию Дейнегу, исполнительницу главной роли. Здесь просто хочется развести руками — никогда я не видел, чтобы взрослая актриса так талантливо играла маленькую девочку. Ну и, конечно, когда Юлия хочет сыграть страшно, получается Очень Страшно. Все-таки, со времен японского «Звонка» ничего страшнее одинокой девочки в игровом искусстве не придумано.

 

 

Марина Звезденкова (исполнительница роли Мамы и одного из Существ) уже второй спектакль подряд поражает своим талантом и безукоризненной игрой. Мечтаю увидеть ее на большой сцене или в хорошем кино.

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

 

Вот таким неоднозначным оказалось впечатление. Спектакль, безусловно, сильный, глубокий, оригинальный. С очень хорошей музыкой, с прекрасными актерами и куклами. Но, на мой взгляд, он здорово перегружен. Чтобы облегчить ребенку восприятие, советую подготовить его, полностью рассказать сюжет до начала спектакля и пытаться вместе с ребенком осмыслять происходящее. Иначе спектакль распадется для него в череду ничего не значащих страшноватых картинок без слов.

 

 

Театр рекомендует спектакль детям от 6 до 12 лет. Длится он 50 минут, без антракта. Стоимость билета осенью 2011 года составляет 350 рублей. В отличие от «Доброго слона» этот спектакль просят смотреть тихо, стараться не шуметь.

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее о театре «Куклы» читайте на страницах нашего журнала.

 

Автор: Владимир Несторович

Фото: Альбина Лебедева

 



Уважаемые представители петербургских театров!
Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах журнала KidsReview.ru? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

 

 


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: