Рецензия на спектакль «Добрый слон» театра «Куклы» (для детей 4—10 лет)


5458

Далеко-далеко на севере, почти за Полярным кругом, в районе станции метро «Политехническая», в заурядном жилом доме, притаился один из самых душевных детских петербургских театров, наш старый друг — театр с простым названием «Куклы». Об этом театре мы уже подробно писали. Сегодня же поговорим об очень добром спектакле, открывшем второй сезон театра «Куклы», — спектакле «Добрый слон».

 

Этот спектакль поставлен по стихотворной сказке «Слон Хортон высиживает яйцо» Доктора Сьюза, этакого американского Корнея Чуковского — писателя и поэта, очень популярного в англоязычном мире, но почти неизвестного у нас. В свое время по этой сказке советскими мультипликаторами был создан на редкость невразумительный, а оттого и не вспоминаемый никем мультфильм. Однако сказка настолько хороша, что заслуживает самого лучшего воплощения — такого, какое получилось у театра «Куклы».

 

 

Коротко о сюжете. Красавица птичка Мэйзи — какая досада! — снесла яйцо. А это значит — сиди и высиживай. Ни тебе попеть, ни потанцевать. Ни, тем более, отправиться на солнечный пляж. Но Мэйзи же не такая. Она не создана для таких скучных и портящих фигуру дел, как высиживание яйца. Она создана для сцены. На худой конец — арены цирка.

 

 

 

 

 

 

 

После нескольких бесплодных попыток Мэйзи наконец находит того, кто по доброте душевной соглашается ее на время подменить. И не беда, что им оказывается здоровенный слон по имени Хортон. Во-первых, судьба заключенного в хрупкую скорлупу птенца ее волнует куда меньше собственной карьеры, а во-вторых, этот добряк подходит к делу со всей ответственностью и, похоже, будет по-настоящему заботиться о яйце. Мэйзи покидает лес, держа курс прямо в сторону солнечного океанского пляжа, в ту же секунду выбросив из головы и глупенького Хортона, и нерожденного птенца, и свое обещание вернуться.

 

 

Хортон вскарабкивается на дерево, со всей осторожностью усаживается в гнездо и начинает согревать яйцо своим телом, даже не представляя, сколько им двоим еще предстоит пережить в ближайшие месяцы: голод и бессонные ночи, дожди и бури, насмешки сородичей, нападение лесных охотников и опасное морское путешествие...

 

 

 

 

 

 

 

В финале, когда на арене нью-йоркского цирка произойдет неизбежная кульминационная встреча сидящего в гнезде Хортона и вертихвостки-Мэйзи, яйцо, наконец, треснет...

 

 

* * *

 

 

Главные роли в спектакле исполняют две прекрасные молодые актрисы. Затруднюсь сказать, кто из них мне понравился больше — Лейсан Назмутдинова (Хортон) или Марина Звезденкова (Мэйзи).

 

 

 

 

 

Лейсан своей игрой лишний раз подтверждает, что внешний вид артиста — ничто по сравнению с талантом и искусством перевоплощения. Во всяком случае, в роли четырехтонного слона одна из самых хрупких и изящных актрис нашего города смотрится в высшей степени органично. В немалой степени этому способствует внутренняя доброта, которой буквально светится эта актриса, что стопроцентно совпало с характером исполняемой ею роли. Ну, и работа художника-постановщика, конечно, на высоте. Высоченные, сантиметров под семьдесят, слоновье «ноги», которые Лейсан надевает как башмаки — блестящая находка.

 

 

Марина Звезденкова так правдоподобна в роли своей чайлд-фри Мэйзи, что хочется выйти на сцену и, аккуратно выщипывая из нее одно перо за другим, объяснить ей все преимущества добра над злом, ненасилия над насилием и материнства над осознанной бездетностью. Кстати, отдадим должное мужеству актрисы: в туфлях на воттакенном каблуке Марине ходить по сцене (и танцевать!) ненамного легче, чем Лейсан в ее слоновьих ботинках.

 

 

Помимо девушек, в спектакле принимают участие еще два актера: маленький и пластичный Эльдар Ибрагимов и большой и сильный Антон Коротков. У них обоих тоже все в порядке с актерским мастерством, умением перевоплощаться, движением и голосом.

 

 

 

 

 

 

 

Спектакль смело можно назвать мюзиклом — в нем звучит много музыки и песен, исполняемых самими артистами. Но, пожалуй, самая сильная сторона спектакля (помимо актерского ансамбля) — художественное оформление. Яркие контрастные костюмы (еще раз не могу не отметить классно сделанный костюм слона), оригинальные декорации, реквизит, световые эффекты — все уместно, свежо и создает необыкновенную, немножко волшебную атмосферу. В финале спектакля весь объем сцены и пространство около нее заполняется тысячами мыльных пузырей, выпускаемых специальной машиной. Парящие в таком количестве пузыри создают невиданный мною до сих пор сценический эффект застывшего дождя, который, в свою очередь, навевает мысли об остановившемся или очень замедлившемся времени. Театру «Куклы» удалось остановить мгновенье. И оно оказалось действительно прекрасным.

 

 

* * *

 

 

Я сознательно не акцентировал до сих пор внимания на всем том, что отличает театр «Куклы» от подавляющего большинства наших театров, а именно на его дружелюбном отношении к любым приходящим к ним детям, в том числе тем, кому чуть меньше повезло в жизни, чем остальным. Во-первых, мы про это довольно подробно рассказали в одном из обзоров. А во-вторых, мне бы очень хотелось, чтобы искусство, рождающееся в стенах театра «Куклы», не рассматривалось вами сквозь призму его благородной деятельности и не казалось по сравнению с этим вторичным. Ни в коем случае! Искусство театра «Куклы» так прекрасно само по себе, что можно с восторгом и боязнью сглазить констатировать, что в кои-то веки в нашей стране у детей с ограниченными возможностями появился доступ к чему-то хорошему не по остаточному принципу, а самой высшей категории. И хочется верить, что это всерьез, надолго и не в виде единичного исключения.

 

 

 

 

 

 

Спектакль «Добрый слон» сопровождается сурдопереводом. Маленький зал, сцена на расстоянии вытянутой руки и яркость «картинки» дают возможность смотреть спектакль детям с нарушениями зрения. Огромные подушки, заменяющие стулья, конечно, требуют некоторой привычки (за часовой спектакль успеваешь пару раз «уехать» вперед), но сидеть детям в них все равно комфортнее, чем в самых лучших креслах. Отдельно отмечу также, что в холле театра торгуют не сверкающим барахлом, а книгами хороших современных изданий, которые можно тут же почитать.

 

 

В конце спектакля у детей есть возможность попрыгать на сцене, покататься в гнезде Хортона-Мейзи и съехать с горки.

 

 

Итого. «Добрый слон» — прекрасный спектакль в постановке одного из самых лучших театров Петербурга. В театре «Куклы» не пел Шаляпин, не играл Черкасов и не танцевала Кшесинская. Но по уровню уважения к зрителю, доброжелательности, душевной теплоты и атмосферы сказки театр «Куклы» — один из немногих в нашем городе, кто задает хороший тон. «Большим» театрам есть чему поучиться.

 

 

 

 

 

 

 

Спектакль подойдет детям от 4 лет и их родителям. Подробнее о театре читайте на страницах нашего журнала.

 

 

 

Автор: Владимир Несторович
Фото: Альбина Лебедева

 



Уважаемые представители петербургских театров!

 



Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах «Детского обозрения»? Пишите нам на [email protected], и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)

 

 

 

Фотообзор: Детский интеграционный театр "Куклы"

Детский интеграционный театр "Куклы" существует с 2007 года. В 2010 у него появилась собственная площадка на ул. Жака Дюкло.



Читайте также:

Отзывы и вопросы (2)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Валентина
14 Октября 2011 20:24

Спектакль мне действительно понравился, но, к сожалению, и здесь авторы спектакля не упустили случая добавить фривольности, за которую стыдно перед ребенком. Наверно, таким образом хотели подбодрить и заинтересовать взрослых. Многие театральные постановщики любят подложить совершенно неоправданную клубничку в постановку, и из-а этого спектакли, на которые можно ходить с ребенком без опасений, можно пересчитать по пальцам. В данном случае я имею ввиду те моменты, когда Мэйзи постоянно "придают ускорение", шлепая по 5-й точке, явные домогательства кажется журналиста, а также ее нарочитую "фигуристость". Мэйзи, конечно, та еще птичка, но лишний раз концентрировать внимание детей на нашей жестокой реальности, на мой взгляд, лишнее. Этого можно было избежать. И еще есть момент (тот самый, "интерактивный"), когда детям Мэйзи предлагает детям осмеять Хортона (Лейсан потрясающая!!!). И дети в восторге орут гадости! Почему никто из героев не предлагает, наоборот, громко поддержать слона? Это оставляет неприятный осадок. Я, как родитель, сидела сзади, и теперь очень жалею, что не прокричала "Да здравствует Хортон!"

Евгения
12 Октября 2011 20:32

Владимир, все точно так, спасибо! Мы, наверное, на одном спектакле были, в это воскресенье. Работа художника в "Добром Слоне" - это и правда так красиво, что плакать хочется от избытка чувств. А второе достоинство этого спектакля (которое Вы не назвали))) - искреннее и свободное общение актеров со зрительным залом - вопящими и покатывающимся со смеху детьми. Это очень важное достоинство, на мой взгляд. Учитывая, что "большие" театры для больших людей придумали "четвертую стену" (вроде как зрителя нет). Дети же так искренне вовлекаются во все действие, что в отличие от взрослых не сдерживают своих эмоций и хотят "включиться" в процесс и пообщаться с актерами. А максимум, что им могут предложить проходные постановки потоковых тюзов - это сюсюкание вроде: "как вы считаете, дети, простить нам злобную Бабу Ягу или нет?" А в "Добром слоне" птичка Мейзи сама вполне живо реагирует, когда ее не взяли в цирк, а дети еще и "добили" своим из зала: "А ты кричи больше..." (мол, слишком выпендриваешься))) И еще слона дают потрогать, и на качелях покачаться, и с горки покататься! )