Настольные игры для детей, издательство “Банда умников”, обзор читателя

05.08.2013 2498


Посчитать ежей и лягушек, расставить по порядку машины в пробке и заказать кучу пиццы с грибами можно, поиграв в одну из математических настольных игр "Банды умников". Игры предназначены для детей от 6 лет, но взрослые тоже с удовольствием в них играют.

 

 

Я познакомилась с "Бандой умников" на "Планете детства". Неравнодушно отношусь к настольным играм - и не могла пройти мимо, когда два молодых человека прямо на выставке предложили мне поиграть. "Фу, "Турбосчет" - ну разве может быть интересной игра о цифрах?" - вот моя первая честная реакция. Правда, в процессе игры мнение быстро поменялось.. Игра не столько на знание математических знаков и устный счет, сколько на внимательность, реакцию и умение быстро делать выводы. В общем - играть интересно!

Остальные игры оказались не хуже - когда я чуть позже обнаружила, что у издательства есть свой интернет-магазин, захотелось купить все и сразу.

Итак, встречайте! На сегодняшний момент в активе "Банды умников" 5 игр:

 

"Турбосчет" - на знание математических знаков "больше"/"меньше", умение быстро определять количество и сравнивать;

 

"Геометрика" - на знание геометрических фигур, их свойств и признаков, и умение эти признаки выделять;

 

"Делиссимо" - на дроби;

 

"Фрукто10" - на внимательность и счет в пределах 10;

 

"Трафик Джем" - на сравнение чисел от 1 до 50 и комбинаторику.

 

 

Сразу хочется сказать о явных достоинствах игр:

1. Несложные правила - 5 минут на изучение вполне достаточно.

2. Правила адаптируются для разного возраста: все игры подходят для детей с 5-6 лет, если немного поменять правила или убрать часть карт.

3. Навыки, полученные в процессе игры, пригодятся в школе.

4. Играть интересно - независимо от возраста.

5. Дети после пары попыток могут играть без взрослых.

А теперь подробнее о каждой. Недостатки и замечания - в самом конце ;)

 

Лягушек больше, чем ежей

Мир "Турбосчета" населяют забавные ежи, птицы и лягушки - от 1 до 7 персонажей на карточке.

 

Правила игры

 

Карточки со зверюшками делятся поровну между игроками. Вытаскивается одна карточка из колоды с условиями. Условие - простое математическое действие - < , > или = , которое стоит между двумя персонажами.

 

А дальше игроки по очереди выкладывают по одной карте, пока кто-нибудь не заметит, что представленное в начале хода условие выполнено. Кто первым это заметил и накрыл условие рукой - забирает себе все карты. Игра продолжается до тех пор, пока все ежи, птицы и лягушки не соберутся у одного из игроков.

 

 

Условия очень конкретные и простые: ежей больше трех, птиц меньше семи или лягушек больше, чем ежей. Но, когда играют хотя бы 4 человека, на столе одновременно оказывается 4 карты с разным количеством разных зверюшек. И следить за тем, сколько осталось ежей после каждого хода, и стало ли их больше, чем лягушек, уже довольно сложно.

Мне игра напомнила "Хали-Гали"- только там, в отличие от "Турбосчета", считают до 5, и о звонок, по которому нужно хлопать, больно отбиваются руки. Зато в "Турбосчете" постоянно меняются условия, а еще нужно очень быстро успеть сообразить, кого должно быть больше, и насколько.

Если в игре только взрослые, все происходит очень быстро и сопровождается азартными восклицаниями типа "Так нечестно!" или "Нет, я первый!". Когда мы начали играть с дошкольниками, пришлось для начала объяснить им, что за неведомые значки нарисованы на карточках. Конечно, < , > и = они все проходили - дома или в садике - но, видимо, проходили мимо ;) Поэтому, несмотря на вступительную лекцию, каждый ход мы начинали с проговаривания условия: "Итак, лягушек больше, чем ежей. Поехали!"

 

 

К концу игры мои шестилетки уже спокойно ориентировались в математических значках и с уверенностью отвечали на вопрос, кого же на этот раз больше.

В "Турбосчет" можно играть с 5 лет, от 2 до 6 человек, маленьким лучше поначалу играть со взрослыми.

 

Кто съест больше пиццы?

Дроби - отдельная головная боль (для детей, учителей и родителей). Как правило, дети с легкостью понимают, что такое половина, а также треть и четверть. Но вот понять, как половины и трети соотносятся друг с другом, уже сложнее. Не говоря об остальных случаях.

 

 

Правила игры

 

"Делиссимо" представляет целое число в виде большой пиццы из 8 кусочков. На каждой тарелке - от 1 куска до пиццы целиком. На стол выкладываются 4 карты с пиццами. В самом простом варианте (без дополнительных карт) нужно найти соответствие между своими картами и открытыми. Собрать из 1-3 своих карт одну из открытых или наоборот. Т.е. сложить сумму нескольких дробей и сравнить с другой дробью. Все карты, участвующие в таком равенстве, игрок забирает себе. А выигрывает тот, у кого целых пицц получится больше.

 

Дети быстро понимают, что целая пицца состоит из двух половин, четвертинка - из двух восьмушек, а треть - из трех. А еще учатся видеть, сколько кусочков не хватает до целой пиццы.

 

Тем, кто постарше, и с дробями уже знаком, раздаются не карточки с пиццами, а карточки с заказами. На каждой карточке - обозначение количества пиццы в виде дроби и начинка, с которой она должна быть. Задача - выполнить заказ, т.е. подобрать за карточке с дробями соответствие из открытых карточек с пиццами.

 

 

Этот вариант сложнее, и играть в него дольше. Зато возможных комбинаций заказов и начинок гораздо больше. Малыши играть в него не могут совсем - зато в детский вариант "Делиссимо" частенько выигрывают у взрослых.

В "Делиссимо" есть 3 варианта правил для детей 5, 8 и 10 лет, игроков может быть от 2 до 5. Для начала стоит пройти несколько "ознакомительных" кругов, чтобы каждый попробовал собирать пиццы и понял, как это делается. Результат игры зависит и от везения, и от способности комбинировать и просчитать самый выгодный вариант.

 

Ромб, овал, кривая, прямая и "груша"

Что общего у ромба и овала? На этот вопрос придется ответить тем, кто решил сыграть в "Геометрику".

 

Правила игры

В коробке 2 вида карт - на одних изображены геометрические фигуры, на других - 2 произвольных признака. На стол выкладывается 5 фигур, а дальше игроки по очереди вытаскивают карточки с признаками и пытаются найти подходящие им фигуры.

 

Среди фигур действительно могут оказаться ромб, овал, кривая, прямая и "груша". Или что-то еще более замечательное. Фигуры на карточках нарисованы как будто мелом на доске. А еще они гладкие и очень притягательные - так и хочется потрогать.

 

 

На фотографии видно, что игрок уже вытащил первую карточку и нашел подходящие фигуры для каждого признака:

- луч - третья по счету фигура;

- два угла равны - первая, вторя и пятая фигура (равными должны быть хотя бы 2 угла - или больше).

В этот момент можно остановиться, выбрать любую фигуру и забрать ее вместе с признаками. Но, поскольку соответствий много, игрок решил, что стоит рискнуть, и выложил еще одну карточку. Пятая фигура - "звездочка" - соответствует признакам сразу с двух карточек - у нее есть острый угол и два угла равны.

На месте этого игрока я бы остановилась. Остался только один вариант - слишком велика вероятность, что на третьей карточке ни один из признаков к "звездочке" относиться не будет. И тогда все карты придется отправить "в биту", а ход перейдет к следующему.

Пока же игроку достается целых 3 карты - он забирает все карты с признаками и одну соответствующую им фигуру. Игра продолжается, пока карточки не закончатся, а выигрывает тот, у кого карт больше.

Для детей, которые еще не знакомы с геометрическими фигурами и их свойствами, предусмотрен вариант попроще. Все карточки помечены точками в зависимости от "сложности" - чем больше точек, тем "сложнее". Можно выбрать из колоды карты с одной точкой, и уже среди них искать хотя бы одно соответствие одному признаку. В процессе такой игры малыши вполне могут усвоить названия фигур и выучить их простейшие признаки - например, наличие углов, сторон и пр.

В "Геометрику" можно играть с 6-7 лет, компанией от 2 до 6 человек. Игра, несмотря на явную дидактичность, быстрая и азартная.

 

50 машин в пробке, не считая скорую, милицию и эвакуатор

“Трафик ДЖЕМ” покорил меня сразу и навсегда: в игре существует очень четкая стратегия, но не обойтись без риска и неожиданных "поворотов". А вместе со мной потянули руки к карточкам все присутствующие мальчишки - посмотреть на машинки. Машинки все разные, рядом с каждой - число от 1 до 50.

 

 

Правила игры

 

Машинки выстраиваются в "пробку" на светофоре - в 3 ряда (на стол кладутся 3 произвольных карты из колоды), игрокам раздается по 10 карт. И тут начинается самое интересное. Машинки игроков подъезжают к светофору и становятся в очередь. Вставать можно в любой ряд, но за машинкой с меньшим номером. Если один из соседних рядов заканчивается более близким числом - вставить придется за ним. Например, если в наших 3 рядах у последних машинок номера 36, 16 и 5, то машинка с номером 42 встает в первый ряд (после 36), номер 33 встает во второй ряд (после 16), а номер 7 - в третий. Игрок, поставивший машинку на пятое место в ряду, забирает весь ряд целиком (получает штраф), а свою машинку двигает к началу - к условному "светофору".

 

 

Машинки с номерами меньше 5 не могут встать никуда - приходится забирать ряд и ставить машинку на первое место. "Забранные" карты в игре не участвуют, после каждого хода игроки добирают из колоды по одной карте.

 

Ходят игроки "вслепую" - каждый выкладывает одну закрытую карту, а потом уже переворачивают все сразу. Первой "выезжает" карточка с самым маленьким номером, за ней - побольше, и так до конца.

 

Играть можно со специальными картами - становится интереснее. Например, скорая помощь всегда ходит первой и становится в начало ряда, милиция становится в конец и после нее может встать машинка с любым номером, а эвакуатор "грузит" на себя предыдущую машинку, оставляя впереди свободное место.

 

Подсчет очков тоже довольно хитрый - самыми "дешевыми" являются простые числа, а самыми "дорогими" - специальные карты. Выигрывает тот, кто набрал меньше штрафных очков.

 

На понимание правил игры требуется время. А для создания стратегии нужно сыграть несколько раз. Забавно наблюдать, как дети "по секрету" шепчут друг другу: "Я все понял! Надо ходить с самой маленькой карты!" А потом самый первый набирает кучу "штрафных", потому что у него карточка с номером 3, а самое маленькое число в начале ряда - 15.

Зато через некоторое время усваивают, что нужно попасть в "промежуток" между числами, да еще и попытаться стать первым из играющих - чтобы была возможность выбора. Или, если в каждом ряду по 3-4 карты - ходить последним, чтобы кто-то до тебя карты уже взял.

В этой игре полно таких маленьких хитростей - выбор карты для хода зависит от последних карт в ряду и от их количества, от того, какие карты у тебя на руках, а какие уже забрали, а также от количества и даже состава игроков.

По итогу "Трафик ДЖЕМ" показался мне сложнее остальных игр: несмотря на то, что мы уменьшили количество карт и упростили подсчет очков, дошкольникам играть было сложно, и, кажется, они так его до конца и не освоили. Зато он вошел в круг наших любимых "взрослых" настолок.

В "Трафик ДЖЕМ" можно играть с 6 лет, но лучше начинать с небольшого количества карт. Играть могут от 2 до 6 детей, обязательно при участии проверяющего взрослого - дети путаются и жульничают ;)

 

Красный банан и фиолетовая груша

Игра опять напомнила мне "Хали-Гали" - в первую очередь, яркими разноцветными фруктами и необходимостью считать. Однако, смысл игры “Фрукто10” совсем в другом: необходимо на двух карточках найти 2 числа, в сумме составляющих 10. Причем числа эти должны быть нарисованы на фруктах одного вида или одного цвета.

 

 

Правила игры

На стол выкладывается колода фруктами вверх, каждому игроку выдается по одной карточке. Тот, кто первым найдет нужную сумму, забирает карту из колоды себе. Понять правила оооочень просто, и начинать играть можно сразу после объяснений. Выигрывает тот, у кого в конце окажется больше карт.

 

Несмотря на простоту "Фрукто10", игра требует концентрации внимания: поскольку искать надо быстро, и еще успевать прокручивать 2 варианта - общие по виду и общие по цвету. Карточки составлены так, что нужную сумму можно найти на двух любых из них.

 

 

У этой очень простой игры бесчисленное количество вариантов: можно искать на двух карточек одинаковые фрукты (для самых маленьких), можно составлять десятку из трех фруктов, а можно в каждом следующем ходе менять искомое число.

В классическом варианте просто показывать найденные фрукты двумя пальцами - чтобы никто не сомневался, и можно было быстрее продолжать игру.

Во "Фрукто10" можно играть с 4 лет, игра предназначена для 2-6 игроков, занимает мало места, быстрая и азартная.

 

Мы нашли у этих игр всего два недостатка (не критичных, но надо же к чему-то придраться):

1. Неоправданно сложный подсчет очков

У игры про пробки и машинки ("Трафик ДЖЕМ") штрафные очки считаются так:

- за числа, которые делятся на 2 - 2 очка,

- на 3 - 3 ,

- на 2 и на 3 - 4 очка,

- за все остальные - по одному,

- а за каждую специальную карту - 5 очков.

Во-первых, считать долго, во-вторых, не очень понятно, привносит ли это правило реальные изменения в стратегию игры. Она и так достаточно интересная, а тут приходится еще учитывать, что брать картинки себе дороже, а лучше всего, когда в штрафном ряду одни сплошные числа.

Взрослому варианту игры такой подсчет очков может прибавить пикантности, а для детского не понадобился ни разу - может быть, потому, что в нашей небольшой компании всем детям было меньше 10 лет.

В игре про пиццы ("Делиссимо") в конце нужно считать не просто количество карт, а количество целых пицц, которое из них можно составить. Вот тут я даже не могу сказать, как именно учитывать это обстоятельство при составлении равенств: наверное, все-таки выгоднее получается брать более крупные карты, а не больше разных карт. Хотя сам по себе такой подсчет очков очень полезен, так как помогает понять соотношение частей и целого, непонятно, как он влияет на стратегию игры...

2. По-настоящему "слабое место" игр "Банды умников" - коробочки. Сами по себе они очень маленькие и удобные, помещаются в карман, и можно было бы носить их с собой. Но они очень быстро треплются и приходят в негодность. Разработчики явно в курсе этого недостатка, потому что последняя игра - "Делиссимо" - вышла в коробке другого типа. Она удобнее и прочнее, но, как мне кажется, в случае с небольшими играми будет раскрываться и карточки будут теряться.

Понятно, что эта упаковка - удобная для вывешивания на стенды в магазине и недорогая, но было бы неплохо ее чуть-чуть улучшить. Например, в похожей упаковке "Мягкого знака" лежит небольшой мешочек с завязкой - игры в картонных упаковках красиво висят в магазине, а карточки после покупки перекладываются в мешочек.

 

Подводя итоги:

Несмотря на то, что игры мне очень-очень понравились, и вызвали одобрение моих взрослых друзей, детям я их предлагала с опаской: все-таки очень напоминают о школе. Боялась я напрасно: игры были приняты “на ура”, в несложные "Турбосчет" и "Фрукто10" с удовольствием поиграли все, и у каждой игры появились фанаты. Мне очень по душе пришлась "Геометрика" (честно говоря, я и в школе относилась к геометрии с нежностью), а мои маленькие друзья по очереди требовали играть в "Делиссимо" и "Трафик ДЖЕМ".

Ко всем играм прилагается инструкция с иллюстрациями, а в спорных случаях можно обратиться к толковым видеообзорам на сайте "Банды умников". Я, правда, посмотрела их уже после того, как был написан этот обзор, разобрались с играми мы сами. Но некоторые моменты, бывшие под вопросом, после просмотра видео прояснились.

В тестировании игр участвовали шестеро детей - дошкольников и младших школьников - и пятеро взрослых. Никто не пострадал, не считая отбитых при игре в "Турбосчет" ладошек.

Игры, придуманные и выпущенные "Бандой умников" можно купить в интернет-магазине самого издательства, а также в магазинах Лабиринт, Буквоед.


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: