Рецензия на спектакль «Начало. Рисунок первый» Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева (для детей от 5 лет)

26.09.2011 8830


Моя б воля, я бы вообще не пересказывал сюжет спектакля «Начало. Рисунок первый», дабы читатель, придя в театр, знакомый любому петербуржцу с детства, мог насладиться каждой его секундой, пропитаться его настроением, зарядиться его энергией, запечатлеть в памяти весь его визуальный ряд — сам, с чистого листа, не замаранного ничьим мнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но вам ведь вести туда ребенка, а мы все предпочитаем знать заранее, на какого рода зрелище мы ведем своих детей. Для того, собственно, и пишутся эти рецензии. И все же, чтобы покончить со вступлением: если вы хоть сколько-нибудь доверяете театральным рецензиям KidsReview.ru — не читайте дальше, не портите себе эффект неизбежными спойлерами. А отправляйтесь прямиком на этот фантастический спектакль вместе с ребенком. Не пожалеете.

 

 

Что же представляет собой сюжет спектакля? Не более чем развитие библейской истории о первых днях этого бренного мира и сотворении человека. Спектакль начинается с калейдоскопа фантасмагорических живых слайдов, вырванных прожектором из кромешной темноты и сопровождающихся тревожно-пронзительной музыкой. Калейдоскопическим апофеозом становится секундное возникновение на сцене «Витрувианского человека» (нет, не голого, это все-таки детский спектакль).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череда тревожных слайдов оказывается всего лишь... сном ангела. Вещим сном, хотя должно еще пройти время, прежде чем он это осознает.

 

 

Проснувшийся ангел предстает перед нами веселым крепышом со свистком на веревочке. Он бодро умывается, совершает легкий моцион и отрывает очередной листик календаря, с удовольствием отмечая, что на смену 31-му числу, воскресенью, приходит... 31-е число, воскресенье! Довольный жизнью, ангел звучным посвистом созывает своих собратьев одной с ним ангельской породы, и все ангелы, общим числом пять, энергично приступают к своим повседневным делам.

 

 

Обычный распорядок дня ангелов оказывается безмятежно-однообразным: умыться, сделать зарядку, помолиться, поесть (и даже выпить — по случаю воскресного-то дня), почитать, немножко поработать, слегка повеселиться, помокнуть под дождиком да и, собственно, все — бай-бай. И так каждый день. Им даже язык для общения не нужен — они прекрасно обходятся междометиями. При этом нельзя сказать, что ангелов утомляет такая рутина. Напротив, они довольны своим райским, в прямом смысле, существованием и вполне счастливы. До одного прекрасного воскресного дня, когда все вдруг пойдет наперекосяк.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Все начинается с неизвестно откуда появившейся корзинки, из которой доносятся непонятные, пугающие звуки. Так в безмятежном доме ангелов появляется крохотный человек по имени Адам.

 

 

На неподготовленную пятерку ошарашенных ангелов сваливается все счастье ухода за младенцем, со всеми присущими этому делу «ням-ням», «пи-пи» и «бай-бай». С бессонными ночами, с тревогами и радостями, с заплеванными кашей лицами и нагоняями от Самого. Контроль за ангельским воспитанием ребенка осуществляется по телефону, и у зрителя не возникает сомнений по поводу того, Кто находится на том конце провода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангелы ухаживают за стремительно растущим ребенком, и вот он уже ходит, вот он уже дает ангелам имена (Баба, Тетя, Дядя и так далее), вот он уже троллит своих замученных нянек ночными побудками и прочими хулиганствами.

 

 

Тридцать первое число неожиданно сменяется первым. Настает понедельник новой эры. На заре этой эры ребенок пойдет в школу, будет мудреть, взрослеть, мужать, пока, наконец, не поймет, что для счастья ему не хватает чего-то главного, чего-то такого, от чего где-то в груди что-то будет делать «бам-бам»...

 

 

* * *

 

 

Мощнейший спектакль. Задуманный как спектакль-эксперимент, спектакль-фантазия «Начало...» существует уже семь лет, доказывая, что справляющий в этом году свое девяностолетие питерский ТЮЗ — это все еще такой бренд, который по уровню сценического драматизма заткнет за пояс не один серьезный «взрослый» театр нашего города, а по оригинальности и свежести — не один экспериментальный.

 

 

Спектакль «Начало. Рисунок первый» идет на малой сцене ТЮЗа и полностью использует все преимущества этого зала: камерную обстановку, необычные пропорции подчеркнуто глубокой сцены, непосредственную близость зрителей и функциональное осветительное оснащение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все действие разворачивается в одном помещении, условно представляющем собой тот самый рай, ограниченный лишь маленьким нарисованным заборчиком. В этом раю имеются только стол, стул, магнитола и Древо познания с телефоном, рукомойником и одиноко висящим красным яблоком — единственным цветным пятном во всем черно-белом спектакле. И декорации, и вид персонажей словно намечены одним быстрым росчерком пера нетерпеливого творца, спешащего создать нечто куда более значительное, чем придумывать декорации для рая, которые, как ни рисуй, все равно на настоящий рай не похожи.

 

 

Пятерка ангелов блистательна, как в совокупности, так и по отдельности. Их чудачества вызывают настоящие взрывы смеха детской аудитории спектакля, а трогательные проблемы, связанные с появлением в их мирке человеческого детеныша, — искреннее сопереживание аудитории родительской. Актеры мастерски воплощают на сцене отнюдь не ангельские эмоции: страх, тревогу, удовольствие, гнев и, наконец, любовь и дружескую привязанность (хотя, что нам дано знать об эмоциях ангелов?). Мне посчастливилось увидеть пятерку ангелов в актерском составе Таскин — Чернышов — Остриков — Веселов — Панин, и нет никакой возможности выделить кого-то одного из этих актеров — настолько гармонично-разными, но одинаково убедительными оказались воплощенные на сцене характеры. Впрочем, если мой личный ангел-хранитель напоминает ангела в исполнении Андрея Панина (не примелькавшейся звезды современного отечественного кино, а молодого талантливого петербургского театрального артиста), я, пожалуй, буду доволен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виталий Любский, сыгравший роль Адама, оказался шикарен как в юмористической, так и в драматической компонентах своей роли. Отдельного упоминания заслуживает то, как он классно изображает плачущего младенца — нечто сравнимое я видел только в гулявшем недавно по соцсетям популярном видеоролике.

 

 

В спектакле так мало слов (если не считать различных «У!» и «Ы!»), что он с легкостью может быть сыгран на любой сцене мира на языке принимающей страны. Спектакль часто гастролирует, так что спешите увидеть его на родной тюзовской сцене!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние сцены, в которых появляется Ева и происходит та самая история грехопадения (без физиологических подробностей, это все-таки детский спектакль), пронизаны щемящей тоской по теряемому раю, болью расставания, страхом перед неизвестностью и бесконечной человеческой любовью, перед которой рухнут все преграды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резюмирую. Спектакль «Начало. Рисунок первый» — настоящий изыск театрального искусства. Если вы чувствуете, что ваш ребенок вступает в ту стадию взросления, когда «обычные» детские театральные постановки уже не отвечают его эстетическим и интеллектуальным запросам, спектакль «Начало. Рисунок первый» может оказаться прекрасным мостиком в мир настоящего, большого Театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спектакль рассчитан на любой возраст от пяти лет. Длительность — 1 час 10 минут, без антракта. Стоимость билетов сейчас составляет 400 рублей.

 


Посмотреть расписание спектаклей Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева можно в афише журнала KidsReview.ru - https://www.kidsreview.ru/afisha/events

 

 

 

Автор: Владимир Несторович

Фотографии предоставлены Театром юного зрителя имени А. А. Брянцева

 

 

Уважаемые представители петербургских театров!

 

Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах «Детского обозрения»? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)


 

 


Отзывы и вопросы (0)

Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.

Читайте также: