Рецензия на спектакль «Добрый слон» театра «Куклы» (для детей 4—10 лет)
Далеко-далеко на севере, почти за Полярным кругом, в районе станции метро «Политехническая», в заурядном жилом доме, притаился один из самых душевных детских петербургских театров, наш старый друг — театр с простым названием «Куклы». Об этом театре мы уже подробно писали. Сегодня же поговорим об очень добром спектакле, открывшем второй сезон театра «Куклы», — спектакле «Добрый слон».
Этот спектакль поставлен по стихотворной сказке «Слон Хортон высиживает яйцо» Доктора Сьюза, этакого американского Корнея Чуковского — писателя и поэта, очень популярного в англоязычном мире, но почти неизвестного у нас. В свое время по этой сказке советскими мультипликаторами был создан на редкость невразумительный, а оттого и не вспоминаемый никем мультфильм. Однако сказка настолько хороша, что заслуживает самого лучшего воплощения — такого, какое получилось у театра «Куклы».
Коротко о сюжете. Красавица птичка Мэйзи — какая досада! — снесла яйцо. А это значит — сиди и высиживай. Ни тебе попеть, ни потанцевать. Ни, тем более, отправиться на солнечный пляж. Но Мэйзи же не такая. Она не создана для таких скучных и портящих фигуру дел, как высиживание яйца. Она создана для сцены. На худой конец — арены цирка.
После нескольких бесплодных попыток Мэйзи наконец находит того, кто по доброте душевной соглашается ее на время подменить. И не беда, что им оказывается здоровенный слон по имени Хортон. Во-первых, судьба заключенного в хрупкую скорлупу птенца ее волнует куда меньше собственной карьеры, а во-вторых, этот добряк подходит к делу со всей ответственностью и, похоже, будет по-настоящему заботиться о яйце. Мэйзи покидает лес, держа курс прямо в сторону солнечного океанского пляжа, в ту же секунду выбросив из головы и глупенького Хортона, и нерожденного птенца, и свое обещание вернуться.
Хортон вскарабкивается на дерево, со всей осторожностью усаживается в гнездо и начинает согревать яйцо своим телом, даже не представляя, сколько им двоим еще предстоит пережить в ближайшие месяцы: голод и бессонные ночи, дожди и бури, насмешки сородичей, нападение лесных охотников и опасное морское путешествие...
В финале, когда на арене нью-йоркского цирка произойдет неизбежная кульминационная встреча сидящего в гнезде Хортона и вертихвостки-Мэйзи, яйцо, наконец, треснет...
* * *
Главные роли в спектакле исполняют две прекрасные молодые актрисы. Затруднюсь сказать, кто из них мне понравился больше — Лейсан Назмутдинова (Хортон) или Марина Звезденкова (Мэйзи).
Лейсан своей игрой лишний раз подтверждает, что внешний вид артиста — ничто по сравнению с талантом и искусством перевоплощения. Во всяком случае, в роли четырехтонного слона одна из самых хрупких и изящных актрис нашего города смотрится в высшей степени органично. В немалой степени этому способствует внутренняя доброта, которой буквально светится эта актриса, что стопроцентно совпало с характером исполняемой ею роли. Ну, и работа художника-постановщика, конечно, на высоте. Высоченные, сантиметров под семьдесят, слоновье «ноги», которые Лейсан надевает как башмаки — блестящая находка.
Марина Звезденкова так правдоподобна в роли своей чайлд-фри Мэйзи, что хочется выйти на сцену и, аккуратно выщипывая из нее одно перо за другим, объяснить ей все преимущества добра над злом, ненасилия над насилием и материнства над осознанной бездетностью. Кстати, отдадим должное мужеству актрисы: в туфлях на воттакенном каблуке Марине ходить по сцене (и танцевать!) ненамного легче, чем Лейсан в ее слоновьих ботинках.
Помимо девушек, в спектакле принимают участие еще два актера: маленький и пластичный Эльдар Ибрагимов и большой и сильный Антон Коротков. У них обоих тоже все в порядке с актерским мастерством, умением перевоплощаться, движением и голосом.
Спектакль смело можно назвать мюзиклом — в нем звучит много музыки и песен, исполняемых самими артистами. Но, пожалуй, самая сильная сторона спектакля (помимо актерского ансамбля) — художественное оформление. Яркие контрастные костюмы (еще раз не могу не отметить классно сделанный костюм слона), оригинальные декорации, реквизит, световые эффекты — все уместно, свежо и создает необыкновенную, немножко волшебную атмосферу. В финале спектакля весь объем сцены и пространство около нее заполняется тысячами мыльных пузырей, выпускаемых специальной машиной. Парящие в таком количестве пузыри создают невиданный мною до сих пор сценический эффект застывшего дождя, который, в свою очередь, навевает мысли об остановившемся или очень замедлившемся времени. Театру «Куклы» удалось остановить мгновенье. И оно оказалось действительно прекрасным.
* * *
Я сознательно не акцентировал до сих пор внимания на всем том, что отличает театр «Куклы» от подавляющего большинства наших театров, а именно на его дружелюбном отношении к любым приходящим к ним детям, в том числе тем, кому чуть меньше повезло в жизни, чем остальным. Во-первых, мы про это довольно подробно рассказали в одном из обзоров. А во-вторых, мне бы очень хотелось, чтобы искусство, рождающееся в стенах театра «Куклы», не рассматривалось вами сквозь призму его благородной деятельности и не казалось по сравнению с этим вторичным. Ни в коем случае! Искусство театра «Куклы» так прекрасно само по себе, что можно с восторгом и боязнью сглазить констатировать, что в кои-то веки в нашей стране у детей с ограниченными возможностями появился доступ к чему-то хорошему не по остаточному принципу, а самой высшей категории. И хочется верить, что это всерьез, надолго и не в виде единичного исключения.
Спектакль «Добрый слон» сопровождается сурдопереводом. Маленький зал, сцена на расстоянии вытянутой руки и яркость «картинки» дают возможность смотреть спектакль детям с нарушениями зрения. Огромные подушки, заменяющие стулья, конечно, требуют некоторой привычки (за часовой спектакль успеваешь пару раз «уехать» вперед), но сидеть детям в них все равно комфортнее, чем в самых лучших креслах. Отдельно отмечу также, что в холле театра торгуют не сверкающим барахлом, а книгами хороших современных изданий, которые можно тут же почитать.
В конце спектакля у детей есть возможность попрыгать на сцене, покататься в гнезде Хортона-Мейзи и съехать с горки.
Итого. «Добрый слон» — прекрасный спектакль в постановке одного из самых лучших театров Петербурга. В театре «Куклы» не пел Шаляпин, не играл Черкасов и не танцевала Кшесинская. Но по уровню уважения к зрителю, доброжелательности, душевной теплоты и атмосферы сказки театр «Куклы» — один из немногих в нашем городе, кто задает хороший тон. «Большим» театрам есть чему поучиться.
Спектакль подойдет детям от 4 лет и их родителям. Подробнее о театре читайте на страницах нашего журнала.
Автор: Владимир Несторович
Фото: Альбина Лебедева
Уважаемые представители петербургских театров!
Хотите увидеть рецензию на ваш спектакль на страницах «Детского обозрения»? Пишите нам на editor@kidsreview.ru, и наш обозреватель с удовольствием посетит ваш спектакль, чтобы составить подробный беспристрастный обзор. Кому страшно, не приглашайте. Мы все равно до вас доберемся :)
Фотообзор: Детский интеграционный театр "Куклы" (24)
Детский интеграционный театр "Куклы" существует с 2007 года. В 2010 у него появилась собственная площадка на ул. Жака Дюкло.
Отзывы и вопросы (2)
Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.